Получи документы

Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи детей 5–6 лет с ОНР»

Татьяна Корнева
Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи детей 5–6 лет с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ознакомление родителей с эффективными приёмами развития выразительной речи у дошкольников старшего возраста, имеющих речевые нарушения.

Ход консультации

I. Знакомство с понятием «интонационная выразительность речи»

Логопед предлагает родителям прослушать в исполнении воспитателей два варианта рассказывания одного стихотворения и сделать сравнение.

С. Маршак

ЛИСА И ВОЛК

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису:

Публикация «Консультация для родителей „Развитие интонационной выразительности речи детей 5–6 лет с ОНР“» размещена в разделах

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела,

Голова ещё цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки.

- Сыт ли милый куманёк?

- Еле ноги уволок.

После высказываний родителей логопед делает вывод и даёт понятие выразительной речи.

Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя (Н. С. Рождественский).

II. Актуальность данной темы. Ступени в развитии выразительной речи

Учитель – логопед кратко сообщает о результатах обследования владения навыками выразительной речи детьми на начало года.

При обследовании обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи :

• недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);

• нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);

• недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;

• нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);

• трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;

• нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма речи (скандированный, растянутый);

• нарушения дыхательной функции (ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта).

Выразительность является качественной характеристикой речи, это важный показатель речевой культуры личности. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности.

Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Выразительность речи дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.

А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи.

1. На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребёнок не контролирует её.

2. По мере усвоения требований со стороны взрослых ребёнок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от родителей и педагогов.

3. Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности речи к языковой. Ребёнок осваивает средства образной речи : метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определённых возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.

Эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в процессе формирования выразительной речи у старших дошкольников.

III. Характеристики выразительной речи

Педагог ещё раз выразительно читает стихотворение «ВОЛК И ЛИСА» и предлагает родителям назвать те приёмы, с помощью которых произведение было прочитано выразительно (эмоции, мимика, движения, сила и высота голоса, темп, интонации). Логопед подводит итог:

Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками. На доску логопед выставляет соответствующие таблички с терминами.

Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи.

Темп речи - скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление.

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определённая её смысловым заданием.

Тембр голоса – окраска, качество звука.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Логическое ударение – выделение какого – либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

IV. Выполнение детьми упражнений по развитию выразительной речи

«Покажи губами звуки» Цель: развивать артикуляционную моторику.

Педагог показывает на символы гласных звуков, а дети показывают эти звуки губами, беззвучно.

«Потяни звук» Цель: развивать речевое дыхание.

Дети делают вдохи, а на выдохах произносят ряд гласных звуков: а-у-и и т. п.

«Машины» Цель: развивать у детей восприятие ритма и умение воспроизводить заданный ритм.

На стоянку приехали 2 машины: синяя и красная. Синяя сигналит: би-биби, а красная – биби-би. Педагог «сигналит» то за красную, то за синюю машины. Дети должны угадать, какая по цвету машина просигналила. Затем ответить на вопросы.

Как сигналит синяя машина?

Как сигналит красная машина?

«Самолёт» Цель: развивать чувство ритма, закреплять умение соединять речь с движением.

Сам, сам самолёт. Два хлопка, руки в стороны.

Тут и там самолёт. Два хлопка, руки в стороны.

Самолёт низко – высоко. Руки вниз, вверх.

Самолёт близко – далеко. Руки к себе, от себя.

«Слова-загадки» Цель: развивать навык владения логическим ударением.

Проводится анализ предложения ВЕСНА НАСТУПИЛА. Дети выкладывают схему предложения. Педагог произносит предложение и выделяет голосом одно из слов. Дети кладут фишку на нужную полоску.

«В царстве эмоций» Цель: упражнять в произнесении одного предложения с разной эмоциональной окраской, в разном темпе.

В одном царстве жили цари: грустный, весёлый, сердитый, удивлённый. Надо сказать, как произнесут предложение ВЕСНА НАСТУПИЛА весёлый, грустный, сердитый, удивлённый цари.

«Артисты» Цель: развивать умение владеть силой и высотой голоса, мимикой, жестами.

Дети становятся артистами и превращаются в разных животных: медведя, мышку, лису и др. Они произносят потешки. Например:

Петушок, петушок,

Выгляни в окошко!

«Похвала» Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в речи.

Дети должны похвалить друг друга фразой ТЫ МОЛОДЕЦ! ХОРОШО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЛСЯ с оценочной интонацией.

V. Учимся говорить выразительно

Каждый родитель получает текст небольшого стихотворения. Используя имеющиеся у него и полученные на консультации знания, он должен прочитать текст выразительно.

Чудак - восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой! Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

- Я не бегал, я скакал.

-Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

-Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу! Глазищи, усищи,

Хвостище, когтищи,

А моется всех чище.

Кто это? Кот-котище!

Поиграй – ка, зайка,

Поиграй со мной!

Отвечает зайка:

Не могу! Больной. Говорила наша Маша:

- Не хочу я кушать кашу.

Каша Машу услыхала-

Зашипела, убежала.

VI. Развиваем выразительность у детей

Родители смогут принять активное участие в развитии выразительной речи у своих детей, если воспользуются следующими эффективными приёмами формирования выразительной речи.

Совершенствование звуковой стороны речи : чёткости произношения, звучности и подвижности голоса, правильного дыхания, умения пользоваться темпом и ритмом речи.

Обучение умению осознанно пользоваться интонацией.

Прослушивание литературных произведений в исполнении артистов с аудиокассет и дисков.

Образец взрослого выразительного чтения произведения.

Объяснение ребёнку выразительной формы чтения.

Характеристика персонажа, помогающая подобрать нужную интонацию.

Напоминание похожего случая из жизни ребёнка, оживляющего его эмоции.

Заучивание произведений с использованием мимики, движений, жестов.

Чтение в лицах (по ролям) коротких стихов, шуточных диалогов.

Игры-драматизации, инсценированный пересказ.

Заучивание стихотворения, рассказа, сказки для последующего выступления перед зрителями.

Специальные задания учителя- логопеда.

Оценка взрослым чтения ребёнка.

Данные приёмы будут результативны, если соблюдать некоторые условия. А именно:

! систематически работать над выразительностью речи;

! быть личным примером для ребёнка;

! выполнять рекомендации педагогов;

! закреплять поставленные логопедом звуки;

! быть по отношению к ребёнку терпеливым, доброжелательным, не скупиться на похвалу;

! создавать мотивацию для занятий с малышом.

Желаю вам успехов! Я думаю, что сегодня мы сделали ещё один шаг навстречу друг другу. «Памятка для родителей» содержит эффективными приёмами формирования выразительной речи.

ЛИТЕРАТУРА

• Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : «Академия», 1997.

• Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи у детей. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

• Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). - СПб. : КАРО, 2007.

• Федоренко Л. П., Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Перспективный план работы с родителями во второй младшей логопедической группе Родительские собрания № Содержание работы Цель Сроки Участники 1 Организационное - Познакомить родителей с результатами логопедического.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи детей 5–6 лет с ОНР»
Опубликовано: 12 октября 2014 в 18:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие интонационной выразительности речи детей 5–6 лет с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Корнева (УИ 211236) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД