Лидия Антоновна
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики. Игры для развития мелкой моторики для детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики. Игры для развития мелкой моторики для детей 3- 4 лет».
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики, Игры для развития мелкой моторики для детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
1. Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
2. Готовим к овладению навыком письма.
Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты : память, внимание, связная речь. В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. В детском саду мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, которые можно подобрать к определённому сезону или теме. Например:
Дождик, дождик Кап, кап, кап,
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
***
Раз, два, три четыре,
Мы с тобой снежок лепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий!
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, они мгновенно переключают внимание малыша. Например:
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Необходимо обращать внимание:
1. Чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик).
2. Чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.
Например:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел.
От того и потолстел!
Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Это игры с конструктором, мозаикой, лепка из пластилина, пазлы, вкладыши сматывание цветных ниток в клубочки, кнопки прищепки молнии пуговицы и тд. Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, деревянные бусы, крупные пуговицы, различные панно и др.) .
Эти игры :1. Развивают мелкую моторику рук.
2. Развивают творческие способности;
3. Развивают пространственное ориентирование ( способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева).
4. Готовят руку к письму и развивают усидчивость
3. Формируют навыки шнуровки.
4. Способствуют развитию речи.
Игры на развитие мелкой моторики.
«Капуста".
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
"Зайка"
Ушки длинные у зайки,
из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
веселит своих зайчат.
«Волшебные листочки».
1. Смять лист бумаги (формируя «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния, кто больше накатает «шариков», у кого самый большой «шарик»).
2. Рвать, захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки, кусочки. Эти полоски, кусочки мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая из коробки, затем собираем в коробку.
Обратите внимание:
- Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки.
- Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
- Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.
3. Сделайте аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее скатать на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка).
«Сделай бусы».
Составляем бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; составлять простые сочетания по показу или по схеме.
«Пересыпание».
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков».
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
«Вдавливание мелких предметов в пластилин» (бусины, семена, ракушки, камушки).
Так совместно мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
«Разворачивание завёрнутого в бумагу предмета - сюрприза».
Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз. (Сюрпризы можно заворачивать в несколько слоёв бумаги, разворачивать на скорость).
«Скользим на лыжах».
Нам понадобятся две пробки от пластиковых бутылок.
Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах».
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
(Когда научитесь делать одной рукой,то же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно).
-Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки».
«В новеньких сапожках».
Указательный и средний пальцы встают в пробки в как ноги и топаем:
В новеньких сапожках.
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Топаем дружнее: топ- топ- топ».
«Наполнение бутылки мелкими предметами».
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
- Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:
- Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как вы захватываете предмет.
- Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одному предмету. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали, предмету.
- В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
«Месим тесто».
Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
«Открывать и закрывать баночки».
(раскручивать и закручивать крышки).
Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
«Горошинки».
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину (фасоль, бобы) и удерживает ее остальными пальцами (берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками).