Получи документы

Консультация для родителей «Развитие памяти у дошкольников»

Кулиева Мафият
Консультация для родителей «Развитие памяти у дошкольников»

Некоторый родители беспокоятся, что у ребенка нехорошая память. Но так ли это, и как улучшать память дошкольника, чтобы малыш подходил в развитии своему возрасту?

Публикация «Консультация для родителей „Развитие памяти у дошкольников“» размещена в разделах

Если ваш малыш посещает детский сад или, то педагоги и воспитатели регулярно проводят целенаправленные занятия, чтобы развитие памяти детворы дошкольного года происходило естественно, планомерно и постоянно.

Память – это психический процесс, при поддержки которого личность воспринимает, обрабатывает, сохраняет и воспроизводит информацию. Если на каком-то из перечисленных отделов происходит нарушение или возникают неполадки, то у ребенка могут появиться трудности в обучении. Занимаясь с ребенком дома, следует учитывать не только возрастные и физиологические, но и индивидуальные особенности вашего ребенка.

Различают память произвольную и непроизвольную. Произвольная память требует для запоминания сознательных усилий, концентрации, некоторого напряжения воли. Непроизвольная память - когда запоминание происходит без каких-либо усилий. Обычно, если материал или информация интересна человеку, то он ее запоминает быстро и надолго. Поэтому, чтобы обучение способствовало запоминанию информации, оно должно быть запоминающимся, ярким и интересным. Именно такие занятия любят дошкольники.

Наверняка вы замечали, что детская память своеобразна и пластична Какие-то реплики героев мультфильмов, слова (часто неприличные, фразы из рекламы просто сами «липнут» к ребенку. Малыш не прикладывает никаких усилий, чтобы запомнить какой-либо услышанный от старших детей стишок или песенку. Он обратил внимание, и запомнилось как бы само. На самом деле, материал была занимательна ребенку, она произвела на него впечатление, включилось непроизвольное запоминание, и материал ушла в глубокие слои сознания. Используя механизмы непроизвольной памяти, можно и нужно предельно продуктивно организовать развитие памяти детей дошкольного возраста. Например, если вы с ребенком разглядываете иллюстрации и говорите ему, что на них изображено, то ребенок принимает пассивное участие в обучении. Но если вы предложите малышу активно включиться в процесс восприятия, самому выбрать картинки на какую-то тему, классифицировать их, самому подобрать слова и т., то ребенок запоминает такую информацию гораздо лучше.

Произвольная память начинает складываться к годам четырем-пяти. Это означает, что в 4-5 лет малыш может помнить информацию при помощи преднамеренных усилий, т. первоначально малыш наблюдает только огромную задачу перед собой: выучить стихотворение. Он еще не владеет способами запоминания, но постепенно обучается приемам запоминания при помощи неоднократного повторения.

Сначала повторяет строки, затем строфы, объединяет парами, увеличивает объем, улавливает связь, создает смысловую цепочку и вот – стихотворение выучено! Ребенок усвоил новый навык: чтобы запомнить, нужно повторить несколько раз и выстроить смысловую последовательность.

Наиболее благоприятные обстоятельства для вырабатывания памяти детей дошкольного возраста создает игра. Именно в игре, как основном виде деятельности дошкольника, он учится оперировать своей памятью, когда запоминание и воспроизведение являются обязательным условием выполнения взятой на себя роли. Например, если вы будете специально заучивать с малышом слова, которые использует покупатель в магазине для совершения покупок, то никогда не сможете выучить такой большой объем, как если бы ребенок в игре исполнял роль покупателя.

Чтобы развивать память малыша,следует как можно чаще задавать малышу вопросы о прочитанном, увиденном, услышанном. Например, после чтения басни позволено спросить:

- как зовут героев?

- что происходило в сказке?

- кто что делал, что сказал, во что был одет?

- кто тебе приглянулся больше и почему?

Этими простыми вопросами вы не только возвращаете ребенка к прочитанному, но и, опираясь на его память, обучите ребенка рассуждать, развиваете речевую активность и словарный запас.

Важным аспектом в развитии памяти дошкольников является то, что постепенно память начинает способствовать развитию личности ребенка. Ребенок начинает запоминать себя и помнить себя. Он интересуется своим прошлым и часто просит взрослых: «Расскажите, какой я был маленький». Ребенку становится важна связь между прошлыми событиями и настоящими. Таким образом, происходит совершенствование и развитие памяти детей дошкольного возраста и становление его внутреннего мира.

Существуют различия в развитии процессов памяти у девочек и мальчиков, которое заключается в разном темпе развития правого и левого полушария. У девочек раньше и быстрее проявляются функции левого полушария, а у мальчиков - правого, которое отвечает за образную память. Левое полушарие отвечает за словесно-логическую память.

Уважаемые родители! Предлагаю вам игры, направленные на развитие памяти дошкольников

Развитие произвольной зрительной памяти

Игра «Запомни и нарисуй»

Ход игры: Ребёнку предлагается посмотреть и запомнить, как матрешка украсила свой платок. Допускается обведение узора ручкой или карандашом. А затем ребёнку предлагается украсить свой платок тем же узором.

Рисование узора по памяти.

Ход игры: На листе нарисован узор. Предложить ребёнку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор убрать и попросить воспроизвести его по памяти. (Также развивается внимание и мелкая моторика)

Игра «Рассеянный Антошка» : Родитель просит ребенка внимательно посмотреть на картинку, а затем нарисовать ее по памяти. После ребенок рассказывает, что он нарисовал, что мальчик надел не так. Очень важно, чтобы ребенок сравнил свой рисунок с образцом и сделал вывод о том, все ли он хорошо запомнил.

Игра «Нарисуй по памяти картинки» : Родитель демонстрирует несколько картинок, на каждой из которых комбинация из геометрических фигур (можно начать с 3 картинок, постепенно увеличивая их количество). Каждая картинка предъявляется на время от 5 до 10 сек, после предъявления всех картинок мама (папа) просит ребёнка нарисовать все, что запомнил. Данное задание можно изменить, воспользовавшись набором карточек, на каждой из которых различные последовательности геометрических фигур. Ребенок воспроизводит последовательность после предъявления карточки.

Расширение объема слуховой памяти

занятие «Каскад слов (цифр)»

Упражнение, подобное предыдущему, на материале цифр (можно пользоваться на формировании простых математических представлений). Можно варьировать сложность заданий за счет добавочных инструкций типа: «Повтори цифры в обратном порядке».

Игра «Я положил в мешок» :

Ход игры: взрослый, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки», следующий повторяет сказанное и добавляет свое и т. до тех пор, пока воспроизведение всей цепочки станет недоступным для детей. содержание мешка дозволено обменивать в зависимости от темы занятия.

Игра «Гуляем по саду (лесу, огороду и т.

Цель игры: Развитие непроизвольной зрительной памяти.

Ход игры: показать детям изображение сада (без установки на запоминание, затем попросить детей перечислить, какие деревья, кустарники, овощи им встретились. Затем можно указать карточки с изображением различных растений и попросить выбрать только те, которые были названы. Убрать карточки и попросить детей перечислить растения в том порядке, в котором они были названы.

Развитие продуктивности зрительной памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения)

«Копируем художника». Детям предполагается как можно быстрее помнить рисунок, состоящий из линий, точек, геометрических фигур, расположенных беспорядочно а затем воспроизвести его на чистом листе бумаги по памяти. Возврат в памяти к заданиям недельной давности и ранее (к зрительному материалу, например, предлагается вспомнить, какие животные были на картине, которую показывал педагог на прошлом занятии и т.

За 1 минуту запомнить как можно больше деталей изображения.

Активизация двигательной памяти ребенка

Игра «Кукловоды».

Вариант 1. Родитель (папа или мама -«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по элементарному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. Затем ребенку развязывают глаза и просят свободно найти начальную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукловод», другой — «кукла».

Вариант 3. процесса мало-помалу позволено усложнять, увеличивая длина маршрута и включая ряд элементарных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный кругооборот через левое плечо и т.

Развитие мелкой моторики

Игра «Не урони!» (со счетными палочками)

Ход игры: палочки высыпают из коробочки, пустую коробочку, ставят на стол вертикально. Ребенок берет 2 палочки большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробочку, стараясь не уронить.

Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает трости на другую коробочку. Если справился, то пробует проделать, то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна палочка упадет, надо начинать сначала.

Если удалось все проделать до конца успешно, прибавляется еще одна палка (2 + 1 = 3 палки и т.

Развитие навыка сосредоточения

Игра «Волшебный круг».

Родитель призывает детей наставить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге звездочку («старайтесь не отвлекаться, посмотрите только на звездочку…») и сдерживает их вниманье как можно длительнее (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же, затем на крестик. ., затем на палочку… и, наконец, в точку

Игра «Слухачи».

Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в зале, затем перевести слуховое внимание на звуки, «живущие» в спальне, затем — на звуки на дороге…

По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

Публикации по теме:

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Консультация для родителей «Игры и задания по развитию памяти для детей 6–7 лет» Для успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к умственным нагрузкам, ребенку нужно не только помогать запоминать, но.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие памяти у дошкольников»
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 20:39
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД