Альбина Николаева
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь –одна из важных линий развития ребенка.
Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие
возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы –взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни :
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
1. Объем и характеристика словаря.
2. Состояние грамматического строя.
3. Состояние звуковой культуры речи.
4. Особенности связной речи.
1. Словарь
Основная наша с вами, родителями, задача –расширять и активизировать
словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).
Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т. д.
Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?
«Что это?»
-«Шапка», «Шапка какая?»
-«Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т. п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.
В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот.
«Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т. п.)
В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый –тонкий и т. п. Вы показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением.
Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные».
Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных : лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т. д.
Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?
Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т. п.
2. Формирование грамматического строя речи. Что же это такое?
Упражняем детей в употреблении имен существительных во
множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».
Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т. к. изменяются не только
окончания (карандаш –карандаши, но и само слово (ухо– уши).
Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.
Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».
Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
Например, дидактическая игра «Петух».
«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».
Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».
«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении –не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).
Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой).
Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.
Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).
Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат–братик, сестра –сестренка.
Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)
Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи –кожаная; варенье из клубники–клубничное).
Учим составлять из слов словосочетания и предложения. ( Показ картинок:
«Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет».
«Мама моет посуду. Что еще моет мама?»
3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) –нога); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.
4. Четвертый раздел–связная речь.
Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.
У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как:
-связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;
-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.
Для исправления этих недостатков необходимо:
-развивать связную речь детей;
-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;
-познакомить с простыми приемами запоминания;
-развивать логическое мышление;
-уметь формулировать свою мысль;
-уметь понимать речь окружающих.