Людмила Голубина
Консультация для родителей «Развитие речи детей в дошкольном возрасте» (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, вы одновременно развиваете его интеллект. Развитие интеллекта – центральная задача.
Период речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Н. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают всей сложной системой грамматики, включая закономерности синтаксического и морфологического порядка, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей в дошкольном возрасте“ (5–6 лет)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
По данным Аркина Е. А., рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год - 9 слов, 1 год 6 месяцев - 39 слов, 2 года - 300 слов, 3 года 6 месяцев — 1110 слов, 4 года - 1928 слов.
По данным А. Штерна, к 1,5 годам у ребёнка насчитывается около 100 слов, к 2 годам - 200-400 слов, к 3 годам - 1000-1100 слов, к 4 годам - 1600 слов, к 5 годам - 2200 слов.
По данным Гвоздева А. Н., в словаре 4-летнего ребёнка наблюдается 52 % существительных, 5,8 % наречий, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 1,9 % числительных, 1,2 % союзов, 0,9 % предлогов.
Дети полно и правильно рассказывают и пересказывают. Период с пяти до семи лет оценивают как возраст оформления социально-стандартизированной речи. Появляются громоздкие и нерасчленимые на предложения высказывания.
К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование (горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети на слух не дифференцируют свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л.
Причинами неправильного произношения звуков, нечеткой речи у детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопедов и родителей.
Под причиной нарушения речи понимают воздействие на организм внешнего и внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства.
При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения звукопроизносительной ее стороны – дизартрии.
Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются.
Интеллектуальная функция речи выполняет коммуникативное назначение, ибо планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это моменты деятельности общения.
Большинство детей старшей логопедической группы имеют такие речевые нарушения, как: общее недоразвитие речи (у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, а так же встречаются нарушения темпо-ритмической стороны речи – заикание, нарушения звукопроизношения одной или нескольких фонетических групп – дислалия, недоразвитие экспрессивной речи органического характера – моторная алалия.
Полная коррекция речи возможна при соблюдении следующих условий: логопедическое, психолого-педагогическое, при необходимости медикаментозное воздействия. Вся работа логопедической группы строится на тесном взаимодействии педагогов, медиков и родителей.
Необходимо строить логопедическую работу воздействуя на все стороны родного языка: звукопроизношение, звуковой анализ и синтез, слоговая структура, лексико-грамматический строй речи, связная речь, общая и мелкая моторика; чтение и письмо.
Родителям рекомендуется :
-подбирать умственную и физическую нагрузку с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- обдумать дополнительное посещение школ, изучение иностранных языков;
- расширять кругозор детей путем посещения музеев, театров, выставок, развлекательных мест (цирк, зоопарк, наблюдение за природой;
- вовремя обратить внимание на то, что ребенок нуждается в помощи логопеда, психолога, невролога;
-если ребенок посещает логопедическую группу, необходимо соблюдение правил данной группы и рекомендаций специалистов;
- заинтересовать ребенка получать информации через книги, журналы, развивающие игры.
Использованная литература:
Г. М. Лямгина, Л. И. Пензулаева «Развитие речи детейдошкольного возраста». Издательство «Просвещение» Москва,1998