Светлана Нарижняя
Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи дошкольников через игру“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.
Мое участие в играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Проявляю интерес к самому процессу игры, даю детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влияю на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, содействую тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон.
В своей работе я использую разнообразные методы и приемы.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки.
Я организовала развивающую предметно - пространственную среду так, чтобы она была насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство группы организованно в виде разграниченных мобильных центров, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны и безопасны для детей. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В игровых центрах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные игровые ситуации, чередовать в течение дня игрушки, пособия. Создавая предметно - развивающую среду в своей группе учитывала особенности развития каждого ребенка.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. В игровом центре развернуты сюжетно - ролевые игры "Семья", «Продуктовый магазин», «Поликлиника», "Салон красоты», «Полиция». Для совместных игр мальчиков созданы условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Водители», «Строители». Для современных игр девочек созданы условия для игр «Салон красоты», «Моя семья», «Ателье», «Продуктовый магазин».
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). В течении года пополняется центр театрально – игровой деятельности разными атрибутами и видами театра (настольным, пальчиковым, плоскостным. Также сюда включается обыгрывание ситуаций и сказок. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок». Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей вводятся игры «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение».
В группе есть книжным центр, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, энциклопедии, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, картинки животных, птиц, насекомых.
В познавательно - речевом центре вниманию детей представлены дидактические, настольно - печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти «Из какой сказки?», «Противоположности», «Распутай путаницу», «Что из чего сделано», внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости, игры «Профессии», «Кем быть?» помогают углублять представления о труде взрослых, представлениях детей о различных материалах, из которых сделаны предметы.
Для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания используются различные дидактические игры «Чем можем – поможем», «Ассоциации», «Хорошо – плохо» на развитие представлений о добрых и недобрых делах и поступках.
Для развития формы речевых высказываний используются речевые игры: «Кукла сломалась», «Что делает?», «Жадина», «Чьи вещи?», «Скажи наоборот», «Как появляется одежда» и др. Они упражняют детей в обращении с просьбой о помощи, согласовании слов в роде и падеже, умении составлять сложное предложение.
В образовательной деятельности и в свободное время я использую пальчиковые игры «Пальчики здороваются», "Этот пальчик дедушка», «Нам здороваться не лень», «Мы делили апельсин», «Обойди весь шар земной», «Жили были зайчики», «Дружба».
Совместно с родителями мы ведем работу по развитию связной речи детей. Проводим беседы, консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей», «Как игры развивают речь ребёнка», пополняю информацию в папку – передвижку «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Заключение. Связная речь служит высшей формой мыслительной деятельности и является показателем уровня речевого и умственного развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится владеть речью как средством общения, продолжает обогащать активный словарь, овладевает грамматически правильной диалогической и монологической речью, развивает интонационную и звуковую культуру, развивает игровые навыки. Освоение связной речью считается главным условием благополучной подготовки детей к обучению в школе.