Людмила Спирина
Консультация для родителей «Ребёнок пошёл в детский сад». О проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждени
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребёнок пошёл в детский сад…"
О проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении.
Воспитатель: Спирина Л. В.
Публикация «Консультация для родителей „Ребёнок пошёл в детский сад“, О проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждени» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
С приходом ребёнка 3-4 лет в детский сад его жизнь очень меняется : режим дня, новые требования, новое помещение, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения, отсутствие родителей… Всё это вместе- стресс для малыша. А это вызывает: страхи, отказы от еды, капризы, психические расстройства, частые болезни и т. д.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.
Первый день пребывания в детском саду должен стать для ребёнка праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, приглашают их в группу, показывают её (игровую, спальную, умывальную и пр., а также: игрушки, в которые они будут играть, приглашают на экскурсию по детскому саду, знакомят с персоналом детского сада.
Представьте себе впечатления ребёнка, впервые попавшего в детский сад?
Пофантазируйте: например, вы в незнакомом городе, жители которого больше вас, а есть и просто гиганты, они проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны (поэтому на всякий случай надо быть с ними на стороже). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут ещё 15-20 человек. Они о чём-то говорят, бегают, некоторые плачут, и нет места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого человека, который бы объяснил, что всё это значит.
Согласитесь, картина не из приятных. Но это не что иное, как видение ситуации поступления в детский сад трё хлетним малышом: большинство детей хоть на год, но старше его; кругом незнакомые взрослые, которые что-то спрашивают, о чём-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду страшно : ещё заблудишься.
И одна из основных задач адаптационного периода- формирование чувства уверенности в окружающем.
Очень хорошую помощь для адаптации малышей оказывает дружба с детьми подготовительной группы. Они приходят к малышам, знакомятся с ними, помогают им одеваться на прогулку, обучают их своим играм, играют вместе. Малышам это нравится.
Желательно, чтобы детей в первый день забрали домой сразу же после обеда и чтобы родители всё это время были рядом с ними.
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
• Тяжелая степень – длится от 2 до6-ти месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющие навыки, может наступить, как физическое, так и психическое истощение организма, отказывается играть, плохо ест и спит, капризничает, часто болеет.
• средняя степень – сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса, малыш переменчив в настроении, аппетит и сон – неустойчивы.
• Легкая степень- сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного, без труда прощается с родителями, общителен с детьми и взрослыми.
Определённое поведение в семье у ребёнка формируется уже с первых дней жизни : привычки, привязанности. К 2 -3 годам стереотип становится довольно устойчивым. И Вы, родители, конечно же очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни. С какими реальными проблемами, возможно, придётся столкнуться вам и вашему малышу и как сделать процесс адаптации более мягким.
Легче всего пройдет адаптация у детей :
- Чьи родители готовили их к посещению сада заранее. За несколько месяцев до этого события (это заключается в том, родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада, знакомились с ребятками их возраста);
- Физически здоровых, т е не имеющих хронических заболеваний (в этот период все силы ребёнка напряжены, и можно направить на привыкания к саду, не тратя время на борьбу с болезнью);
- Имеющих навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребёнка ещё и на обучения всему необходимому);
-Чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание);
- Чей рацион питания приближен к саду.
Советы для родителей :
• В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание.
• Отвечайте на все вопросы ребенка о детском саде.
• Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
• Покупайте вещи для детского сада вместе с ребенком.
• Выработайте единые требования к поведению ребенка с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям.
• - Пусть малыша отводит в детский сад, тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
• - Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте, когда. Не обманывайте его, постарайтесь сохранить свой авторитет.
• - У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.
• И дома и в саду говорите с малышом спокойно.
Поверьте, что малыш вовсе не «слабое» создание и он вполне может выдержать это испытание.
И, если ребёнок плачет, потому что у него настоящее горе - не надо бояться и сердиться на него за нытьё, так как плач - помощник нервной системы, он не даёт ей перегружаться.
Призовите на помощь сказку или игру.
Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком. Ни в коем случае не прерывайте повествования. Пока не настанет этот момент.
Поступление в сад – это момент отделение мамы от ребёнка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвётся сердце», когда она видит, как переживает её малыш
- нельзя пугать детским садом;
- нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.
Признаки готовности ребёнка к детскому саду :
-малыш может остаться без родителей;
- легко знакомится со сверстниками и взрослыми;
- проявляет интерес к занятиям и играм;
- не стесняется спросить то, что он хочет.
Главное помните, что это ваш малыш. Побольше проводите сейчас с ним времени. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.