Елена Кулешова
Консультация для родителей «Роль дидактических игр для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра - игра обучающая. Это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. Для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Усвоение знаний в дидактической игре выступает как побочный эффект. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Публикация «Консультация для родителей „Роль дидактических игр для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.
Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними.
Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, во время приготовления обеда можно предложить поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы (но так, чтобы мама не видела, он загадывает загадку о каком - либо из них, выделяя главный признак предмета - его качество. Мама отгадывает. После этого они меняются ролями.
Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель, если: их содержание отвечает обучающей цели, и они подобраны в соответствии с возрастом ребенка. Необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своих ребят. Например, слишком возбудимым подвижным детям, советуем чаще предлагать настольно -печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа: «Холодное - горячее», «Скажи наоборот» и др. В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус»): семена и листья кустарников, деревьев («Чьи это детки?», «Чей листочек?»): предметы обихода: («Покажи, о чем я скажу»): игрушки («Кто скорее соберет пирамидку) и т. д.
Дидактическая игра «Найди тень». Такую игру можно купить в готовом виде или сделать самостоятельно. Для этого нужно подобрать цветные картинки животных и черно-белые силуэты к ним. Малыш без труда найдет пару — тень животного, предмета или насекомого.
Игра «Кто чем питается?» помогает обогащать знания детей о животном мире. Перед ребенком раскладываются картинки с животными и, в произвольном порядке — «еда». Ребенок должен разложить картинки по парам.
Игра «Кто пропал? Что пропало?». Перед ребенком раскладываются картинки с простыми изображениями или расставляются знакомые ему игрушки. Их должно быть не больше 5 и 6 штук. После этого, малыш закрывает глаза или отворачивается, а родитель прячет картинку или игрушку. Ребенок должен угадать — что пропало.
Игра «Волшебный мешочек». Цель данной игры — развивать не только мыслительные процессы, но и повышать уровень тактильного восприятия. В специально подготовленный мешочек или сумочку родитель складывает предметы, хорошо знакомые ребенку, такие, чтобы их можно было пощупать и понять, что находится в руках. Среди них могут быть хорошо узнаваемые игрушки и предметы или новые. Ребенок запускает руку в мешочек и, изучая предмет вслепую, отгадывает, что он нашел.
Игра «Что из чего сделано?». На картинках изображены предметы из самых разных материалов. Задача ребенка — угадать, из чего они сделаны.
Игры на логику и нахождение противоположностей — еще одна возможность научить ребенка не только пользоваться мышлением, но и выражать словами то, о чем он думает.
Разрезные головоломки или танграмы — игры, которые любят малыши и дошкольники. Ребенок, собирая геометрический конструктор, не только тренирует моторику пальцев, но и пространственное мышление и воображение.
Игры на обобщение, сравнение, выделение общего признака, нахождение отличий — прекрасный способ тренировать память и внимание в домашних условиях.
Дидактические игры положительно сказываются не только на умственном развитии, но и на психологическом состоянии.
Когда дети и родители играют вместе — они делают шаги навстречу друг другу. Во время игры они взаимодействуют, лучше узнают друг друга, обмениваются мнениями и положительными эмоциями. Это не только дает дошкольнику возможность хорошо подготовиться к первому классу и расширить кругозор, но, также — почувствовать себя нужным и любимым в семье. Через игру дети развиваются, а, благодаря совместной деятельности с родителями — чувствуют себя любимыми и нужными.