Лучший педагог года

Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности»

Татьяна Поникарова
Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности»

Консультация для родителей

"Семейное чтение как средство

духовно-нравственного становления личности"

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»

Публикация «Консультация для родителей „Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности“» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека само реализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста особенно важно, потому как именно в это время они особенно восприимчивы к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Велика роль семьи в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров. Как известно из традиционных русских методов семейного воспитания, родители учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Исстари средством воспитания подрастающего поколения являлось устное народное творчество, литературное слово: малышам рассказывали сказки, читали стихи, рассказы. Подрастая, дети сами начинали читать. Отношение к книге, как к ценному источнику знаний, культивировалось в обществе совсем недавно.

К сожалению, в современном мире, в большинстве случаев, литературный опыт детей, чаще всего, ограничивается лишь рассказами из азбуки и хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте. На первое место выходят средства массовой информации (телевидение, интернет, компьютерные игры… Из жизни детей уходит живое общение, вследствие чего вырастает глобальная проблема: становится нормой задержка речевого развития (дети начинают говорить только к 3-м годам).

Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: «…подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги».

Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.

В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Одним из эффективных средств, в процессе воспитания, может служить семейное чтение. Так как возможности заложены в содержании литературно художественных произведений, которые имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ребенка, в развитии его гражданского сознания, способности общаться, в формировании эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру. Неисчерпаемым источником народной мудрости являются русские народные сказки. Все мы с детства помним выражение: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Дети дошкольного возраста, в силу малого жизненного опыта, не всегда могут сами разобраться: в чем суть заложенного в сказку УРОКА. И тут необходима помощь взрослого!

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу взаимопонимания, доверия, общения между людьми разных поколений и успешную почву для развития личности ребенка.

Это обуславливается в следующем:

1. Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению «жизненной копилки знаний» и впечатлений человека, затрагивает «струны души».

2. Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными устоями, обычаями, традициями.

3. Семейное чтение дает возможность познакомиться с жизненным опытом старших членов семьи. Узнать о своих близких что-то важное и интересное.

4.. После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшим место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

5 Возможно, участники беседы втянутся в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволит открыть для ребенка родовые связи, и на этой основе пробудится интерес к собственному семейному древу. Что, в свою очередь способствует восстановлению связи времен, осознанию того, что все мы являемся частью великого наРода.

6. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

Одна из задач педагогов дошкольных учреждений – помочь семье в духовно-нравственном становлении личности ребенка через приобщение к чтению литературы и формирование у ребенка читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Воспитывать нравственного человека»Консультация для родителей «Воспитывать нравственного человека» Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие - кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребёнка эти прекрасные человеческие.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности»
Опубликовано: 7 января 2021 в 13:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД