Лучший педагог года

Консультация для родителей «Сказкотерапия — что это»

Ирина Ткаченко
Консультация для родителей «Сказкотерапия — что это»

Современным детям доступны всевозможные развлечения. Казалось бы, зачем тратить время на рассказывание сказок. Может, достаточно просто грамотно выбрать мультфильмы с учетом воспитательного и развивающего значения для малыша? Стоп, самые заботливые в мире родители! Возвращаемся к истокам. Ничто так не заменит мультики, как живое слово.

Народная мудрость гласит: ребёнок - это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

Публикация «Консультация для родителей „Сказкотерапия — что это“» размещена в разделах

Сказки содержат полный набор «вечных» жизненных проблем человека, по-прежнему актуальных в наш век технического прогресса. Яркие, впечатляющие сказочные образы добрых богатырей и сильных рыцарей, волшебных фей и прекрасных принцесс помогут убедительно и красноречиво объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо, в интересной для ребёнка форме передать знания об окружающем мире. Важно, чтобы окружающие малыша взрослые, читая и обсуждая сказки, заботливо наполнили его информацией, которая поможет ребёнку в будущем принять правильное решение в реальной жизни. С древних времен человечеству известны сказки. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.

Также в наше время неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Кроме того дети с отклонениями в речевом развитии, зачастую имеют и личностные отклонения, которые выражаются в повышенной агрессивности, замкнутости, негативизме.

Сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Сказкотерапия для детей – один из самых мощных инструментов воспитания, которым ни в коем случае не стоит пренебрегать.

Сказкотерапия производит сильный оздоровительный эффект на детей с речевыми отклонениями. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.

В возрасте 4-5 лет дети начинают ощущать себя как отдельную личность. У них могут появиться капризы, истерики, ночные страхи. Со всеми этими проблемами поможет справиться лечение сказками.

Что такое сказкотерапия? Чем полезна сказкотерапия для ребёнка?

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии. Это способ сблизиться со своим ребёнком.

Суть метода – использование сказки как рабочего инструмента.

Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми.

Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей.

На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».

Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.

В обычном общении в семье ребёнок привыкает пользоваться лишь не большим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным.

Напротив, на занятиях сказкотерапией ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью.

Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.

В ходе игры дети с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные фразы и впоследствии, часто повторяют их, тем самым тренируя свой речевой аппарат.

Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.

Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной – здоровым, даёт малышу чувство внутренней защищённости.

Проживая сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.

Чему учат сказки наших детей?

Если попробовать систематизировать все те функции, с которыми успешно справляется сказка, может получиться примерно такой список:

- Воспитание хороших человеческих качеств

На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.

- Проживание эмоций

Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.

- Привитие извечных ценностей

Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.

- Понимание мира вокруг и отношений между людьми

Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.

- Расслабление, набор положительного опыта

С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.

Типология сказок

Сказочный мир предлагает пример решения самых запутанных и безвыходных ситуаций, но не навязывает его в виде строгих предписаний и законов. Ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения, незаметно приобретая важнейший опыт и преодолевая собственные внутренние проблемы.

Художественные сказки — традиционные народные сказания, а также авторские сказки, построенные на принципе целостности мира людей и мира природы, а также на волшебстве «оживотворения».

Художественные сказки бывают следующих видов:

• народные;

сказочные истории о животных, природных явлениях, растениях;

сказки на бытовую тематику;

• страшные сказки;

• фантастические сказки, наполненные волшебством.

Пример: сказка «Приключения Буратино» поможет доверчивому и непослушному малышу, «Принцесса на горошине» — избалованному и капризному, «Сказка о рыбаке и рыбке» — себялюбивому и жадному.

Дидактическая — самый незамысловатый и простой вариант сказочного повествования, нацеленный на передачу практического житейского опыта, бытового знания, полезного умения и навыка. Например:

• как правильно и безопасно переходить проезжую часть;

• как самостоятельно умываться, одеваться, заваривать чай;

• как поддерживать чистоту и порядок в детской комнате, самостоятельно складывать игрушки;

• как научиться быть вежливым и внимательным по отношению к окружающим людям, зачем нужно поздравлять друзей с праздниками, дарить подарки.

Самое обыденное и скучное занятие можно сделать ярким и интересным с помощью удивительного волшебства превращений и перевоплощений. Сказочная история рассказывает о смысле и значимости конкретного умения, в финале ребёнка ожидает небольшое задание, в процессе выполнения которого он приобретёт реальный опыт и закрепит теоретическое знание.

Психологическая сказка — вымышленная история, плод фантазии автора, наполненная мировоззренческим смыслом, оказывающим прямое психологическое воздействие на личностное развитие ребёнка.

Сложность авторской сказки в том, что она передаёт важнейшую информацию в зашифрованном символическом виде, скрывая её за метафорическими образами. Психологическая сказка не будет рассказывать, как порадовать друга свежезаваренным чаем или вежливо попросить о чём-то взрослых, но зато она попытается объяснить, что такое настоящая дружба, зачем любить своих близких и беречь окружающий мир природы.

Психокоррекционная сказка — своеобразный «мягкий намёк», оказывающий косвенное воздействие на поведение и ценностные ориентиры ребёнка.

В соответствии с нравоучительным замыслом рассказчик выстраивает сюжет определё нным образом: в дебюте истории демонстрируется неэффективная модель поведения (враждебность, лживость, капризность, неопрятность, робость, хвастовство, жадность, а затем рассматривается альтернативный стиль (доброжелательность, смелость, щедрость, правдивость, милосердие, делаются выводы. Смысл событий сказочной истории может лежать на поверхности и легко улавливаться слушателем.

Например, в любимой истории о Крошке Еноте опасный враг, обитающий в реке, тут же исчез, как только главный герой сменил злобный, угрожающий оскал на милую улыбку. Мораль сказки проста и очевидна : как ты относишься к миру, так мир относится к тебе. А вот пример более сложной по форме изложения сказки, смысл которой скрывается под абстрактной метафорой: «Бредёт печальный Тигр по лесу и плачет, встретилась ему смешливая Обезьяна. «О чём грустишь, Тигр?» — интересуется Обезьяна. «Никто меня не любит», — жалуется в ответ Тигр, – «ухожу жить в другое место». «А свои острые и страшные клыки ты с собой прихватишь?» — спрашивает Обезьянка». Такого рода сказки требуют дополнительного обсуждения и пояснения.

Психотерапевтическая сказка — самый сильный жанр, обладающий возможностями исцеления души, несущий глубокую мудрость и утончённую красоту. Часто педагоги и психологи, ищущие сказки, способные принести эмоциональное облегчение, помочь в сложной жизненной ситуации, используют богатство религиозных притч, басен Эзопа, И. Крылова, легенд, былин и мифов.

Медитативные сказки — обладают расслабляющим воздействием на психику, помогают снять психоэмоциональное напряжение, стремятся укоренить в области бессознательного идеальный образец, на основе которого личность выстаивает взаимоотношения в самим собой, окружающими людьми и миром.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные :

• Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.

• Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

• Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.

• Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.

• Медиативные сказки Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. (По А. Бердниковой).

Можно предложить малышу вместе сочинить сказку. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен, нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя.»). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Когда дети осознают, что такое хорошо и, что такое плохо от своих родителей, в семье возникает связь родителя со своим ребенком, это способствует не только укреплению моральных ценностей у детей, но и повышает степень доверия ребенка к своему родителю.

Какие книги выбрать для сказкотерапии?

Все зависит от возраста ребенка.

В три–четыре года можно отметить следующие отличительные черты сказкотерапии :

• Ребёнок наблюдает за мимикой, жестами взрослого во время индивидуальных или коллективных занятий и учится передавать чувства и эмоции героев сказки.

• Проблема, вокруг которой выстраивается сказочный сюжет, должна быть интересна и актуальна для малыша, вопросы формулируются так, чтобы помочь увидеть и осознать причинно-следственные связи.

• Сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребёнка, стоит помнить, что отделять сказочный мир от реального малыши смогут только в четыре года.

• Малышам трёх–четырёх лет близки и понятны сказки, повествующие о взаимодействии людей и животных. Маленькие фантазёры без труда перевоплощаются в образ животного, с лёгкостью и врождённым артистизмом подражают их повадкам.

Пять лет:

• Совместное с ребёнком моделирование сюжетов, прорабатывающих его реальные жизненные ситуации, проблемы, страхи. Такая история может начинаться, например, такими словами: «Жил-был мальчик (девочка, который был очень похож на тебя».

• Вся работа происходит на глубинном, подсознательном уровне, обсуждение и анализ в этом возрасте малоэффективны.

• Задания, связанные с продолжением сказки, круговая методика совместного развития сюжетной линии, когда каждый ребёнок по очереди придумывает свой небольшой фрагмент, вплетая его в сюжет, создаваемый общими усилиями.

• Пятилетние дети отдают предпочтение волшебным сказкам, видят себя в образе благородного принца, очаровательной принцессы, храброго солдата и т. д.

Шесть– семь лет:

Сказкотерапия начинается с обсуждения и постановки проблемных вопросов.

• Снять психологическое напряжение помогут сказки-страшилки, финал которых будет смешным и непредсказуемым.

• Активно применяются дидактические сказки, например, математические задания, вплетённые в сказочный сюжет о преодолении испытания или сказка «Две лягушки», символически иллюстрирующая истину о том, что бороться нужно до конца.

• Детям этого возраста интересны философские и бытовые сказки.

«Как правильно читать ребенку сказку

В первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!

Какую пользу оказывает сказкотерапия?

Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами воспринимает всё реально. В сказках используются метафоры, гиперболы – способы завлечь ребёнка тем, о чём повествуется. И дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребёнок чем-то обеспокоен, он сказу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу же проникаются к доброму персонажу, поэтому сказкотерапия таким образом способствует ребёнку перенять на себя позитивную сторону персонажа, который, на его взгляд, прав.

Как правильно воспользоваться сказкотерапией?

Многие родители, думаю, что, чтобы научить своего ребёнка, нужно рассказывать ему только положительные истории, но не стоит этого делать. Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете?

Никто так же и не призывает рассказывать ребенку, сколько всего плохого может его ждать.

Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, и старайтесь, чтобы количество положительных моментов было приблизительно равно количеству негативных.

Просто, чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, используйте ударение, следите, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой…была немного меньше, и преобладали слова: дружить, смелый, добрый, красивый.

Как провести сказкотерапию?

Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: ваша, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую вашему ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд. В конечном счёте, вы сможете рассказывать ребёнку одну и ту же историю, лишь проецировать его на проблемы, которые возникают и подбирать решение проблемы, которая его беспокоит.

Чтобы было ещё легче, стоит натолкнуть малыша самого разобраться, и, задавая наводящие вопросы, предлагать ему самому сочинять сказку.

Многие дети так и пытаются решить, волнующие их вопросы. Они самостоятельно придумывают себе героя, чтобы понять, как бы он поступил и решая, как это будет справедливо и правильно, воплощают это в своей жизни.

Основные правила сказкотерапии :

Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт, к примеру, в детском саду, морально подготавливая его. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.

В связи с особенностями развития психики, эмоций и воли, наиболее эффективна сказкотерапия для дошкольников. Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Также этот метод может помочь детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Безусловно, коррекция дошкольников сказкотерапией может проводиться только специалистом в этой области – детским психологом или педагогом. Если у ребенка возникают подобного рода проблемы и родители понимают, что не могут с ними самостоятельно справиться, тогда необходимо обращаться к профессионалу.

Для лучшего восприятия, ребёнку нужно послушать сказку перед тем как он ложится спать: днём или вечером.

Результаты от использования сказкотерапии разнообразны :

1. Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.

2. Ребенок сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом".

3. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

4. «Походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия «Организация деятельности ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».Одной из.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сказкотерапия — что это»
Опубликовано: 2 января 2022 в 16:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД