Папки-передвижки

Консультация для родителей «Социально-личностное развитие дошкольника средствами народной педагогики»

Юлия Юшкова
Консультация для родителей «Социально-личностное развитие дошкольника средствами народной педагогики»

Консультация для родителей "Социально-личностное развитие дошкольника средствами народной педагогики"

Человек начинается с детства.

Публикация «Консультация для родителей „Социально-личностное развитие дошкольника средствами народной педагогики“» размещена в разделах

Именно в детстве происходит процесс социализации, или адаптации, ребенка в мире взрослых и детей путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, правил и способов поведения, присущих обществу.

Многие известные педагогики и философы (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, К. Н. Вентцель, В. А. Сухомлинский) обращали внимание на необходимость ранней социальной адаптации ребенка, так как качества, привитые с детства, оказываются прочными и воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности.

Что же нужно сделать нам, взрослым, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным? Как помочь детям получить запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в сегодняшней ситуации, быть готовым действовать в меняющихся условиях? Обратимся к народной педагогике.

Народная педагогика определяется как "совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. п. " (Г. Н. Волков).

Насыщенные яркой образностью и выразительностью средства народной педагогики занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств.

Народная педагогика определяется как "совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. п. " (Г. Н. Волков).

Насыщенные яркой образностью и выразительностью средства народной педагогики занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств.

Какие же средства народной педагогики могут обеспечить успешность социальной адаптации дошкольника? Они очень просты и всем известны. Это устный литературный и музыкальный фольклор, народно-прикладное искусство, народные игры и танцы, народные календарные праздники.

Они мудро создавали ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями образы и впечатления.

Для воспитания средствами народной педагогики нет необходимости создавать специальные условия, все это происходило в повседневной жизни, в процессе любого вида деятельности.

Все дети любят слушать сказки. Читайте сказки перед сном, дневным или ночным. Для детей в равной степени привлекательны и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба сказочных героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Все сказки учат добру и служат воспитанию нравственности лучше всяких занятий по этике. То, что ребенок поймет и почувствует через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает увеличиваться лексика со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Лучшие образцы речевой культуры отражены в фольклоре. В произведениях устного народного творчества – в пословицах, поговорках, загадках, потешках - заложены языковые нормы, образцы речи, поднятые до высоты эстетического идеала.

Обращение к фольклору обеспечивает формирование таких коммуникативных качеств, как логичность, точность, выразительность речи.

Интересным педагогическим материалом являются прибаутки, построенные в вопросно-ответной форме, которые можно использовать по дороге в детский сад, домой. Их живописные сюжеты побуждают детей к творческим проявлениям в певческой и театрализованной деятельности.

- Федул, Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался!

Использование песенного фольклора открывают большие возможности в музыкальном воспитании детей.

Народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением являются лучшими хоровыми произведениями для разучивания.

Сам характер народных песен ("поющийся" текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует выработке таких важных певческих навыков, как напевность исполнения и чистота интонирования.

Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Пение без сопровождения (а это традиция звучания народной песни) является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха.

Чудом являются вещи, придуманные и созданные народом и призванные украшать нашу жизнь и наш дом.

Глиняные расписные свистульки, элементы национального костюма, золотая хохлома на детском стульчике – все это поможет ребенку увидеть красивое, открыть для себя мир прекрасного. А это сильное противоядие против уродства и безобразия. Ребенок будет стремиться к гармонии, ему захочется вести себя красиво, достойно. Многое меняется в поведении ребенка, который соприкоснулся с красотой.

Неисчерпаемые богатства народной игры. Во время прогулки предложите детям подвижные игры, которые способствуют физическому развитию и помогают освоить нравственный, трудовой опыт социальной жизни.

В играх "Я по горенке шла, клубок ниток нашла", "Заинька", "Репка", "Редька" проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, что, например, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать "с конца, да не сорвать с кореньица", не повредить.

Особое внимание следует уделить народным праздникам. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни, воспитательное значение которой неоценимо. Они естественным образом ориентированы на создание благоприятной воспитательной среды для детей разного возраста. Кроме того, в народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой.

Чтобы научить ребенка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, дайте ему возможность почувствовать атмосферу таких народных праздников, как Масленица, Святки, Кузьминки и другие.

Посмотрите с ребенком выступления фольклорных ансамблей, организуйте участие в играх, отведайте национальные блюда. Все это останется ярким воспоминанием в памяти ребенка на всю жизнь.

Неоценимы возможности народной культуры в социально-личностном развитии детей. Однако необходимо помнить, что в дошкольном детстве ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важными являются прежде всего те ценности, которые признаются его родителями.

Можно прочитать много добрых сказок, выучить десятки пословиц, спеть множество народных песен, но если в семейных традициях, обычаях, укладе и образе жизни мало заботятся о сохранении нравственного начала, объясняя «это реалиями сегодняшнего дня», сможет ли ребенок устоять перед потоком негативной информации с экранов телевидения, перед видеоиграми, пропагандирующими насилие, агрессию, перед токсикоманией, наркоманией, которые процветают среди подростков и молодежи? Какой выбор сделает?

Крайне важно помочь ребенку сделать первые шаги в правильном выборе нравственных норм и идеалов.

Дети - это воплощение чуда, живущего рядом с нами. Они такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они – как чистый лист бумаги, на котором можно записать все, что захочется. От того, как мы введем их в мир зрелости и мудрости старших, какой нравственный багаж дадим в дорогу, зависит их успешность, благополучие и наше будущее.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Темперамент дошкольника»Консультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Социально-личностное развитие дошкольника средствами народной педагогики»
Опубликовано: 23 мая 2021 в 19:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД