аля олексюк
Консультация для родителей старшей логопедической группы детей с ФФНР «С детьми играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1
«Играем вместе»
Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
«Выполняй задания».
Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.
Прикрой ладонями глаза.
Прикрой ладонями уши.
Подними правое плечо.
Подними левую руку.
Согни левую ногу.
Правой рукой коснись правого плеча.
Правую ногу подними и отведи в сторону.
Публикация «Консультация для родителей старшей логопедической группы детей с ФФНР „С детьми играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Левой ладонью прикрой правый глаз.
Правой ладонью прикрой левое ухо.
Правой рукой возьмись за левый локоть.
Левой рукой возьмись за правую пятку.
Правую ладонь положи на левое плечо.
Левую руку вверх, правую на пояс.
Левую ладонь положи на правое колено.
Правую руку к плечу, левую вперед.
Левую руку вытяни вперед, правую вверх.
Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.
Левую руку на голову, правую на колено.
Указательным пальцем левой руки коснись правого локтя.
Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.
Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.
«Послушай – нарисуй».
Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги) :
Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
— Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика
— Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.
— Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
— Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.
— Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
— В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.
— В верхнем правом углу нарисуй 2 красных мяча, а в левом нижнем углу 3 желтых цветка.
— В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.
«СЛУШАЙ – ВЫПОЛНЯЙ».
Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.
Подойди к двери и открой ее.
— Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.
— Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
— Подойди к правому подоконнику, возьми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.
— 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.
— Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.
— Возьми из-под кровати две красные машинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.
— Медведя отнеси в спальню и посади возле телевизора, а тигренка отнеси на кухню и положи на табурет.
— Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самолетик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.
«УГАДАЙ, НАЗОВИ, ПОКАЖИ».
Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор.
— Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уро-нишь, его можно разбить. (Ваза)
— Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)
— Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, потому что он постоянно находится внизу. (Туфелька)
— Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удив-ляемся, иногда пугаемся. Его не включишь в розетку. (Книга)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивля-емся, иногда пугаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)
— Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный телефон)
«Просьба».
Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».
— Просьба, подними руки вверх.
— Руки вниз.
— Просьба, руки в стороны.
— Руки вперед.
— Присядь.
— Просьба, встань.
— Попрыгай на одной ноге.
— Просьба, покружись.
— Просьба, похлопай в ладоши.
— Опусти руки.
— Просьба, топни правой ногой.
— А теперь левой.
— Сделай наклоны головой вправо и влево.
— Просьба, присядь.
— Встань!
— Поставь руки на пояс и попрыгай.
— Остановись!
«Покажи»
Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды.
- Покажи все зеленые квадраты.
- А где синие треугольники?
- Покажи красный овал.
- А синий прямоугольник?
- Где желтый круг?
- Покажи желтый круг и красный квадрат.
- А где фигуры без углов?
- Покажи все прямоугольники.
- Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.
- Покажи большой красный и маленький зеленый круги.
- А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?
- Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?
«Тихо-громко».
Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда,
когда они будут сказаны тихим голосом.
Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.
- Покружись.
- Повернись ко мне спиной.
- Присядь три раза.
- Поставь руки перед грудью.
- Хлопни в ладоши 4 раза.
- Топни правой ногой 2 раза.
- Подпрыгни 3 раза.
- Поставь руки на пояс и наклонись вперед 5 раз.
- Поставь руки за голову.
- Сделай наклоны вправо и влево.
- Попрыгай на одной ноге.
- Правую руку вверх, а левую на пояс.
- Левую руку к плечу, а правую в сторону.
«Бывает - не бывает». Вариант1.
Если действия (или явления, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни («бывает», ребенок приседает,
если не могут происходить («не бывает», ребенок стоит на месте.
— Корова летает.
— Лошадь выступает в цирке.
— Рыба бежит к реке.
— Лягушка громко разговаривает.
— Курица дает молоко.
— Петух кукарекает.
— Муравей тащит бревно.
— Слон залез в нору.
— Лошадь спит в берлоге.
— Воробей чирикает.
— Кукушка ловит кошку.
—Мама моложе дочки.
— Папа старше сына.
—Собака ведет мальчика на поводке.
— В холодильнике жарится яичница.
—На плите стоит миска.
—Мальчик учит детей в школе.
—У кошки родились утята.
—Мальчики играют в футбол.
— Жираф ударил тигра своим рогом.
«Бывает – не бывает». Вариант 2.
Если сочетания слов, названные взрослым, реальны («бывает», ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр., если они не реальны («не бывает», ребенок стоит на месте.
— Синий помидор.
— Красное яблоко.
— Сладкая селедка.
— Квадратное яйцо.
— Твердая вода.
— Металлическая тарелка.
— Тяжелая сковородка.
— Пластмассовая кастрюля.
— Бумажная сковородка.
— Красный банан.
— Шоколадный медведь.
— Высокий жираф.
— Жидкая сосулька.
— Полосатый котенок.
— Мягкий утюг.
— Холодный суп.
— Глубокая лужа.
— Горячее мороженое.
— Соленый компот.
— Мелкая тарелка.
«ПОСЛУШАЙ – ПОДУМАЙ – ИСПРАВЬ».
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия.
1. а) - Ежик ползал на поляне,
пудель лаял на диване,
а кораблик в это время
мирно плавал в океане.
б) Кораблик ползал по поляне,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время
мирно плавал в океане.
в) Кораблик лаял на диване,
Пудель ползал на поляне,
Ну а ежик в это время
мирно плавал в океане.
2. а) Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
б) Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке,
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
в) Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке,
Воробей же в это время громко лаял у соседки.
«МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ».
Ребенок внимательно слушает название объекта.
Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вместе.
Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.
Компьютер
Кухня
Мел
Ластик
Иголка
Шкаф
Пуговица
Конфета
Дверь
Кнопка
Озеро
Изюм
Море
Гараж
И т. д.
Муравей
Птица
Слон
Бегемот
Булавка
Комната
Капля
Божья коровка Дом
Гусеница
Муха
Ванна
Бассейн
Пчела
«СЪДОБНЫЙ - НЕСЪЕДОБНЫЙ». Вариант 1.
Ребенок внимательно слушает название объекта.
Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту.
Если названный объект несъедобен, ребенок низко наклоняет голову вперед,
а руки прячет за спину.
Абрикос
Кокос
Ананас
Контрабас
Креветки
Ветки
Салат
Халат
Супчик
Чубчик
Мороженое
Пирожное
Сосулька
Рисунок
Бобы
Грибы
Крабы
Трубы
Курица
«СЪДОБНЫЙ - НЕСЪЕДОБНЫЙ». Вариант 2.
Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова).
Затем вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.
— Картошка. Ложка. Окрошка.
— Апельсин. Блин. Мандарин.
— Конфета. Котлета. Ракета.
— Миска. Сосиска. Ириска.
— Банан. Диван. Барабан.
— Мёд. Компот. Плот.
— Лимон. Вагон. Бульон.
— Сало. Залы. Хала.
— Пироги. Сапоги. Утюги.
— Калач. Кулич. Циркач.
— Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
— Пирожок. Творожок. Горшок.
— Пломбир. Кефир. Сыр.
— Суп. Зуб. Дуб.
— Салат. Халат. Мармелад.
— Жакет. Букет. Пакет.
— Кабачок. Крючок. Значок.
— Ананас. Квас. Контрабас.
— Торты. Шорты. Корты.
— Солянка. Полянка. Склянка.
— Булочка. Будочка. Дудочка.
«ЗАГАДКИ – ОБМАНКИ»
Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
-Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)
-Когда последний луч потух в лесу завыл большой. (петух)
-Он зовется «царь зверей», Потому что. (соловей)
-В огороде до сих пор под землею. (помидор)
-Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий. (конь)
-Покраснел он, наконец, круглый мягкий. (огурец)
-Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)
-Над трубою дым и пар,
мчит по рельсам. (самовар)
«ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ».
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.
Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
1. Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
2. Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
3. Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
4. Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
5. На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
«ДОБАВЛЯЛКИ».
Взрослый называет слово и предлагает ребёнку
добавить звук в начало или конец этого слова.
РОЗА + (Г) =ГРОЗА СТОЛ+ (Б)=СТОЛБ
РУБКА +(Т)= ШАР+(Ф)=
ДАР +(У)= ПАР+ (К)=
КЛАД+(С)= ПОЛ+ (К)=
«ЗАМЕНЯЛКИ».
Взрослый предлагает заменить в слове один звук.
КИСКА – МИСКА
ЗУБЫ – ДУБЫ
ПЕСОК – ЛЕСОК
НОРКА – КОРКА
СВЕТ – ЦВЕТ
РАМОЧКА – МАМОЧКА
«ОТНИМАЛКИ».
Взрослый предлагает исключить по одному звуку из слова.
Хлев, Уточка, Укол, Коса, Мель, Экран…
столБ, зубР, полК, стоЛ, волК…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Дурова Н. В. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
у дошкольников. – М: Школьная пресса, 2010.
2. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. - М: Изд. ГНОМ и Д, 2010.
3. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический м-л. – Ярославль: ТОО
«ГРИНГО», 1995.
4. Седых Н. А. Воспитание правильной речи у детей. - М: АСТ, Донецк Сталкер, 2008.
5. Ткаченко Т. А. коррекция фонетических нарушений у детей. – М: ВЛАДОС, 2005.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа. – М: Школьная пресса, 2003.