Наталья Сейбель
Консультация для родителей «Тактильные чувства как средство развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое тактильность? Это Осяза ние (такти льное чувство) — одно из пяти основных видов чувств, к которым способен человек, заключающееся в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах (прикосновение - к мышцам, т. е. качество гладкий-шероховатый, слизистых оболочках. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяжённости. Обусловлены работой двух видов рецепторов кожи: нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы, и капсул, состоящих из клеток соединительной ткани.
Публикация «Консультация для родителей „Тактильные чувства как средство развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Рецепторы, чувствительные к лёгким прикосновениям и слабому давлению, находятся в верхней части дермы. Более крупные рецепторы, реагирующие на ушибы и сильное давление, размещены в дерме глубже и почти все окружены капсулами. Тепло, холод и боль воспринимаются ветвящимися нервными окончаниями, которые находятся на границе между эпидермисом и дермой; они не имеют капсул. Информация от всех рецепторов в виде электрических импульсов передаётся по нервам в чувствительные зоны мозга.
Тактильные чувства – одна из форм общения ребёнка раннего возраста с окружающим миром. Не обязательно знать определение или быть специалистом в этой области, чтобы увидеть какое значение имеют тактильные ощущения для ребёнка раннего возраста. Это конечно самое первое прикосновение к груди матери, попытки схватить погремушку, тянуть её в рот, дотронуться до любого предмета руками, ногами и даже губами – естественные действия малыша. Затем период хаотических физических контактов сменяется координированным получением значимой информации об окружающем мире. Тактильные ощущения позволяют ребёнку мысленно сравнивать различные поверхности (гладкий камень и шершавая ракушка) и удивляться многообразию окружающей его природы. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.
От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.
Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи. У детей с ОВЗ речь усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые отличия: изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, редко употребляются развёрнутые высказывания. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведёт к механическому запоминанию его и лишает детей возможности применять полученные знания в игровой и учебной деятельности. Сложности появляются тогда, когда надо подобрать слова- синонимы, слова-антонимы, в подборе качественных и относительных прилагательных. Для многих детей большое внимание со стороны родителей надо уделять развитию речи и обогащению словарного запаса. У ребёнка с хорошо развитой речью нет трудностей в освоении грамматики родного языка. В процессе общения активно пополняется словарный запас ребёнка и развивается связная речь в возрасте 4-6 лет, поэтому к 7 годам это будет залогом успешного обучения в школе.
Использование тактильных дощечек в работе психолога является одним из эффективных приемов эмоционального переживания, выражения чувств, передачи настроения, погоды и т. д. В работе учителя-логопеда тактильные дощечки используются для развития словаря, связной речи и осязания (тактильность) Комплект тактильных дощечек 5 на 10 см с разной поверхностью (мех, кожа, бархат, поролон, вельвет, наждачная бумага и т. д.) Ребёнок обследует поверхность дощечки всей ладонью, а не только подушечками пальчиков. Работа с детьми проводится в подгруппах от 3 до 6 человек по лексическим темам, рассказы и сказки так же соответствуют тематическому планированию в ДОО в коррекционных группах. В процессе работы с тактильными дощечками обогащаем чувственную сторону печи, которая влияет на развитие речевой системы в целом: в понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в накоплении словаря, в овладении грамматическим строем речи, развитием связной речи и в усвоении выразительных средств.