МААМ-картинки

Консультация для родителей «Как рассказывать сказки»

Наталья Дьяченко
Консультация для родителей «Как рассказывать сказки»

Для рассказывание сказку необязательно учить наизусть. Достаточно несколько раз не торопясь, осмысленно прочитать ее. Рассказывая сказку, необходимо голосом, мимикой, жестами изображать происходящее, но при этом не переигрывать, соблюдать меру. Помните о том, что сказочник – это веселый, обаятельный человек, умеющий расположить к себе слушателей, заинтересовать и даже заинтриговать их. Сказочник должен владеть аудиторией, даже если его “аудитория” - собственный ребенок.

Публикация «Консультация для родителей „Как рассказывать сказки“» размещена в разделах

Что это значит? Это значит, что сказочнику пристало пользоваться поэтическими атрибутами сказки : присказкой, концовкой, постоянными словесными формулами, знать их по нескольку, менять, чтобы не надоесть слушателям. Сказку можно начинать с присказки. Присказка никогда не связана с содержанием сказки. Она нужна для того, чтобы привлечь внимание аудитории, сосредоточить ее на сказке, ввести слушателей в необычный сказочный мир. “Без присказки сказка, что без полозьев салазки”.

Примеры присказок : “Было это там, где и не было, за морем аккурат, да еще три шага назад. ”; “В старые годы, когда реки текли молоком и медом, Волк пасся с Овцою, а Курица к Лисе в гости ходила, жили-были. ”; “А было это, голубчики, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали, а я за ними на золотом коне скакала да в мешок эти сказки собирала. ”.

Концовка подводит итог сказки. Кажется, что здесь может быть оригинального: “Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а рот не попало” или “Стали жить-поживать да добра наживать” ( вариант: “Стали жить-поживать и до сих пор живут”); “Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец”. Но существует много и других концовок. Когда то, очень давно, когда существовала профессия “сказочник” и когда он за свой труд получал вознаграждение, были сложены концовки, где сказочник дает понять слушателям, что он хотел бы получить за свой труд или что с помощью концовки завершает сказку.

Примеры концовок: “Вот вам сказка, а мне кринка масла”; “Вот и сказочке конец, а мне соленый огурец” ( варианты: “. а мне меду корец,. а мне водички корец”); “Вот и сказка вся, больше сказать нельзя” ( вариант: “больше врать нельзя”, “. дольше врать нельзя”); “Тут зайчик вбег в избу, наелся, напился и спать повалился. Когда заяц проснется, тогда и сказка начнется”.

Любая сказка не обходится без постоянных сказочных (стилистических) формул; долго ли коротко, стали они жить-поживать, красна девица, добрый молодец, что ни в сказке сказать, ни пером описать и др.

И присказками, и концовками, и постоянными формулами нужно умело пользоваться, чтобы привлекать детей к жанру сказки, вырабатывать устойчивый интерес к ней.

Большую роль в рассказывании сказки играет интонация, усиление и ослабление голоса. Сказка всегда рассказывается от первого лица, так, как будто рассказчик сам был участником происходящего. Значит, взрослому, прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить себе то, о чем он будет говорить, “нарисовать” в своем воображении сказочные картины. Это оживит рассказ, сделает его ярким, впечатляющим.

Старайтесь передать характер героев. В сказке вы не найдете ни портретных описаний героя, ни указаний на возраст, ни, тем более, подробных характеристик. Более того, в сказках о животных, например, звери являются носителями одного постоянного признака или одной особенности характера: лиса хитра, волк глуп, медведь неуклюж. Поэтому характер героя и все оттенки его улавливаются, понимаются с помощью тех действий, тех поступков, которые он совершает, тех речей, которые произносит, тех диалогов, в которые вступает. Например: “Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разною дичинкою, а сама выспрашивает:

Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?

Холост, - говорит кот.

И я лисица-девица, возьми меня замуж.

Кот согласился, и начался у них пир да веселье”.

Хитрая лисица из сказки “Кот и лиса” хочет заполучить кота себе в мужья: ведь она “столько лет в лесу жила, такого зверя не видывала”. Кроме того, он ведь в лес бурмистром 12 прислан. Вот она и вьется вокруг него, и в гости приглашает, и разною дичинкой потчует.

Задача рассказчика здесь – передать голосом, мимикой, жестами и хитрость лисы, и лесть, и кокетство, и стремление во что бы то ни стало очаровать кота, сделать его своим мужем. Таким образом, чтобы представить себе характер героя, нужно понять то действие, которое он совершает, и то, ради чего он это делает.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Читайте сказки на ночь детям» К сожалению,сегодня, все реже и реже можно встретить родителей, которые читают детям на ночь. Ведь проще всего включить ему развивающий.

Консультация для родителей «Познавательное значение сказки» Познавательное значение сказки. Сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь,.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей» Воспитание в детстве имеет большую важность для становления человека, его характера и личностных качеств, в том числе и описанных выше.

Консультация для родителей. Тема: «Как укрепить иммунитет ребенка весной» КАК УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА ВЕСНОЙ К концу зимы у всех людей наблюдается истощение организма из-за нехватки солнца, витаминов и питательных.

Консультация для родителей «Как выбрать сказку для рассказывания» Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки, то имеем ввиду только народные произведения, которые изначально создавались.

Консультация для родителей Тема: «Пришли мне чтения доброго». Чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам. Вечер, вся семья в сборе.

Консультация для родителей Тема: «Развиваем самостоятельность у детей» Самостоятельность — ценное качество, необходимое в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны.

Консультация для родителей. Терапевтические сказки в работе с детьми Консультация для родителей Терапевтические сказки в работе с детьми. Жили-были. Каждый ребенок слышит эти слова от бабушки, мамы, воспитателей.

Консультация для родителей «Зачем нужны сказки?» Зачем нужны сказки? 1. Объясняют мир. Через сказку ребенку проще разобраться в повседневных, но важных вещах. Добро и зло, жадность и щедрость,.

Консультация для родителей «Значение сказки в народной традиции» Консультация для родителей. Значение сказки в народной традиции. Самым первым произведением, с которым знакомиться ребенок является сказка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как рассказывать сказки»
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 01:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД