Получи документы

Консультация для родителей «Тревожный ребенок»

Луиза Файзуллина
Консультация для родителей «Тревожный ребенок»

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.

Публикация «Консультация для родителей „Тревожный ребенок“» размещена в разделах

Есть ли разница между понятиями тревога и тревожность?

Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Признаки: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Это может быть разговор с незнакомым человеком, звонок по телефону и т. д. В основе тревожности ключевым является страх и тревога, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина.

Страх – в здоровом виде страх возникает как реакция на реальную опасность, угрожающую жизни и здоровью. Страх в этом случае - это здоровая реакция и его функция - помочь организму избежать опасности. Физиологически признаки: потливость, спазмы в животе, дрожание ног, сердцебиение, учащенное дыхание. Поводом для страха является информация, получаемая нашими органами чувств - зрением, слухом, осязанием, обонянием.

В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию и здоровая реакция напуганного организма - бежать. Но так случается, что бывает в состоянии страха невозможно сдвинуться с места, как будто парализует. Как будет реагировать человек в ситуации опасности, зависит от стиля воспитания. Если родители поддерживают ребенка, позволяют ребенку выражать свои чувства, принимают и любят ребенка таким, какой он есть он будет более раскован. А если ребенка унижают, ругают, бьют, запрещают переживать различные чувства, ему будет привычнее замереть.

Гораздо более распространены так называемые внушаемые страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели и др., которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. «Не подходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать «без нужды», так, на всяких случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

К числу внушенных, можно так же отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

Часто родители запугивают детей такими фразами, как: «Если не ляжешь спать, то придет серый волк и укусит», «Если не сделаешь, то баба Яга тебя унесет» или «Дядя милиционер заберет тебя», «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом». У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать, если не будут слушаться.

В возрасте от 1 до 3 лет наиболее часто встречается страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, и повышается страх перед засыпанием. Так как дети бояться, что если они заснут, то мама, папа могут исчезнуть. Но если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень тревожности.

Основными причинами возникновения тревожного поведения являются :

• Конфликты между родителями (членами семьи).

• Подавленное, эмоционально неустойчивое состояние матери.

• Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (Например, когда родители говорят ребенку : «Не кричи!», «Не бегай!», Не плачь!»).

• Повышенная тревожность самих родителей.

• Непоследовательность родителей при воспитании ребенка (Например, наказать ребенка, а через 5 минут дать конфеты или мама говорит нельзя, а бабушка можно).

• Предъявление ребенку противоречивых требований ( Например: «Иди, поиграй в песочнице, но не испачкайся»).

• Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них (когда родители кричат на ребенка).

• Неприятие ребенка (Когда не принимают ребенка таким, какой он есть. Пытаются его изменить, сделать более общительным, умным и т. д. Запрещают переживать, плакать).

• Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей.

• Авторитарный стиль воспитания в семье (Когда родитель постоянно подавляет, постоянно заставляет ребенка; когда родитель всегда прав).

• Насилие (психологическое, физическое и др.)

• Гиперсоциальность родителей : стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

У если у родителей сложности в общении, у ребенка может развиться страх сказать «мы», недоверие к другим людям {человек человеку - волк, «каждый сам за себя»).

«Людям нельзя доверять, физический контакт неприятен, эмоциональная близость чревата обманом, чужая душа - потемки, и меня никто не поймет».

Если над успехами ребенка смеются, он может потерять желание чего-то достичь, может увериться в собственной глупости. Ему могут внушать не думать о чем-то определенном: лицах противоположного пола, деньгах и т. д.

В целом сдерживай все свои чувства либо какое-то определенное чувство; не чувствуй как ты, а чувствуй как я. ( Например: «Надень свитер, здесь холодно»).

О ребенке вспоминают и начинают заботиться только тогда, когда он болеет или у него возникают серьезные поведенческие нарушения, чем и вызывают у него стремление быть больным, беспомощным и потому любимым.

Неосознаваемые приказания и разрешения родителей могут входить в смысловое противоречие с теми указаниями и назиданиями, которые они дают своим детям каждый день. Если это случается, то у ребенка снижается способность к самоконтролю, пониманию собственных потребностей, в дальнейшем у него может развиться депрессия, неумение понять других, сформулировать цель, распланировать день и, конечно же, повысится общая тревожность, подверженность страхам.

Первым уроком того, как нам строить свои взаимоотношения с другими, является родительский пример общения друг с другом. Он оказывает наиболее сильное программирующее влияние на ребенка. Именно наши мамы и папы демонстрируют нам, как нужно вести себя с ребенком, и, более широко, с подчиненным, зависимым от нас человеком. Вспомните, как мы иногда зарекаемся не делать некоторые вещи по отношению к своим детям. Но в стрессовой ситуации, когда эмоции на пределе, мы автоматически повторяем то, что делали по отношению к нам наши родители и то, что мы когда-то зарекались не делать по отношению к своим детям.

Таким образом, все мы оказываемся наследниками семейных традиций, норм, преломленных и видоизмененных человеческой индивидуальностью в привычки, характер, мировоззрение. Наши родители передают нам свой опыт удач и неудач, надежд и опасений, свою неуверенность или уверенность перед будущим, а им аналогичный багаж передали наши бабушки и дедушки. Порой мы точно копируем своих родственников, а порой с той же точностью делаем все наоборот.

Оглянитесь на свое детство, вспомните, каким оно было у Вас, что Вас тогда пугало? А что тревожит сейчас? Если глубоко покопать, наверняка можно найти связь между детскими страхами и теперешними Вашими опасениям.

Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.

Как помочь тревожному ребенку?

Тревожному ребенку не хватает уверенности в себе, что он может делать что-то сам. Что он имеет право на проявление чувств, таких как злость, раздражение и т. д. Ведь когда ребенок совсем маленький, он очень зависим от своих родителей. Но затем он начинает ползать, сам ходить и это для него большое достижение. У него у самого что-то получается. Он уже может подойти к чему-то и что-то взять, изучить, сломать и т. д. У него появляется много индивидуальных потребностей. Важно малышу не мешать изучать мир. Конечно, желательно убрать все опасные и ценные предметы. Если ребенку не мешать, а только помогать, то у него формируется самостоятельность, личность. А от этого и уверенность в собственных силах. Но если ребенку не позволять что-то брать или падать, например, везде его подхватывать, ходить за ним, не разрешать удовлетворять его же потребности, ребенок будет в себе давить свои же потребности, так как это не безопасно. А также, для уверенности ребеночку очень важна родительская поддержка. Поддержка и в каких-то достижениях малыша, и в переживании для него новых ситуаций. Если родители поддерживаю его, то он учится сам себя поддерживать.

Тревожного ребенка нельзя заставлять принимать участие в групповых упражнениях, если он не хочет; к видам деятельности соревновательного характера. Давать ребенку возможность действовать в привычном для него темпе; не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности. Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения. Желательно хвалить безоценочно, чтобы он не воспринимал какой он, а воспринимал, что маме или папе нравится, что у него что-то получается.

Файзуллина Л. Г. ,

методист отдела по научно-методической работе

Публикации по теме:

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением Что такое тревожность? Как воспитывать тревожных детей? В этой статье рассматриваются основные факторы, которые способствуют появлению у.

Консультация для родителей «Книга и ребенок» Консультация для родителей на тему «Книга и ребенок» Приходит книга в дом любой. Коснись её страниц, Заговорит она с тобой Про жизнь зверей.

Консультация для родителей «Ребенок и дорога» Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание.

Консультация для родителей «Ребенок и ложь» К сожалению, родители сталкиваются с неприятной проблемой – ложь любимого и родного ребенка. Если это случилось с вами, нужно серьезно задуматься.

Консультация для родителей «Ребенок и шнурки» Конечно же для маленького ребенка завязывание шнурков это большая трудность,если учесть тот факт,что не у всех хорошо развита мелкая моторика.

Консультация для родителей «Ребенок в игре» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 г. Арзамас Консультация для родителей по теме «Ребенок в.

Консультация для родителей «Вы и ребенок на улице»Консультация для родителей «Вы и ребенок на улице» Уважаемые родители! Взрослые всегда являетесь для детей образцом поведения. Родители — значимый объект любви и подражания для ребенка. Это.

Консультация для воспитателей «Тревожный ребенок: как быть?» Что такое тревога и тревожность? Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий,.

Консультация для родителей «Леворукий ребенок» Леворукий ребенок Леворукость - это предпочтительное использование левой руки для осуществления различных действий. Установлено, что леворукость.

Консультация для родителей «Застенчивый ребенок» «Детская застенчивость» Застенчивость – это и состояние психики, и черта характера, и соответствующее поведение. Застенчивый ребенок еще.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Тревожный ребенок»
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 07:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД