Получи документы

Консультация для родителей «Трудолюбие — это одно из ключевых качеств здоровой и счастливой личности»

Юлия К
Консультация для родителей «Трудолюбие — это одно из ключевых качеств здоровой и счастливой личности»

Любовь к труду помогает легче и быстрее справиться с жизненными трудностями. И привить её с малых лет в процессе воспитания в силах семьи. Важно объяснить малышу, что труд позволяет ему проявить свои способности и таланты. Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость. От того умеет ли любит ли подрастающий человек работать зависит очень многое, если не все. Сможет ли он в своей взрослой жизни стать успешным и счастливым, сумеет ли заработать себе на хлеб и обеспечить себя и свою будущую семью. Дети, с раннего возраста привыкшие к труду, повзрослев, тоже будут добросовестно исполнять свои обязанности.

Публикация «Консультация для родителей „Трудолюбие — это одно из ключевых качеств здоровой и счастливой личности“» размещена в разделах

Многие родители мечтают о трудолюбивом ребенке. Он и мусор не забудет вынести, и в своей комнате сам наведет порядок. Но так сложилось, что современные дети помогать по дому взрослым не хотят и ищут только повод, как этого избежать. А ведь никто из взрослых не прививает детям специально отвращение к труду. Оно возникает само, незаметно для нас. Можно ли этого избежать?

То, что основные навыки и привычки закладываются в детстве, знает каждый. Но есть ещё несколько причин, по которым следует приучать ребенка к труду с ранних лет.

* В каждой семье есть свои правила и устои. И чем раньше малыш начнёт принимать участие в домашнем труде, тем скорее он научится заботиться о братьях, сёстрах, родителях и других членах семьи.

* Труд повышает выносливость, укрепляет детский организм, требует физического и умственного напряжения. Он также способствует всестороннему развитию.

* Только начиная трудиться самостоятельно, ребёнок учится ценить то, что делали и делают для него родители. Чем скорее он станет трудолюбивым, тем раньше начнёт проявлять уважение к окружающим.

* Если у ребёнка появляются свои трудовые обязанности – заправить постель, помыть посуду, убрать игрушки, сделать уроки – он становится инициативнее, настойчивее и ответственнее. Такой малыш никогда не бросит начатое дело.

* Труд – это также воображение и работа мысли. Поэтому, прежде чем что-то сделать, ребёнок размышляет, как и с помощью чего он в состоянии справиться с поставленной задачей.

Труду нужно обучать также как чтению и письму. С чего начинать?

Многие современные дети колоссально загружены: уроки, занятия с репетиторами, танцы, занятия в музыкальной школе и т. д. и поэтому родители, жалея их не нагружают домашней работой. Но даже если ваш ребенок трудится таким образом, и не важно, чем он занят, вокалом или народными танцами, все равно есть то, что он должен самостоятельно делать в доме. У него должно быть то, что делать только он и за него никто не сделает, то есть свои обязанности. Прежде всего это поддержать порядок в своих вещах, а если у него есть своя комната, то и в своей комнате. Постарайтесь не делать этого за него. Многим родителям, особенно мамам, гораздо проще навести порядок самим, чем кропотливо приучать к этому своего ребенка. Делая за свое чадо его работу, они оказывают ему, а может быть даже и себе, медвежью услугу, обрекая его на проблемы в будущем.

В раннем детстве есть период, когда ребенок очень любит подражать взрослым, постоянно вмешиваясь в их дела, стремится во всем помочь. Важно не упустить этот момент. Отмахнувшись от помощи ребенка раз-другой, мы сами отбиваем у ребенка желание трудиться. Потом он уже и сам не захочет ни за что браться и его основными занятиями станут развлечения и игры.

Советы, как сделать так, чтобы ребенок все-таки полюбить труд?

Никогда не упрашивайте и не заставляйте ребенка делать то, к чему хотите приучить (упрашивайте и заставляйте делать как раз то, от чего хотите отучить). Если вы начитаете упрашивать ребенка сделать что-то, то дети начинают догадываться, что это что-то неприятное, что самим родителям делать совсем не хочется. Значит, работать ужасно неприятно! Меня убеждают это сделать? Значит, я этого делать не хочу! Никто же никого не заставляет играть в компьютер или есть конфеты. Заставляют – значит это что-то неприятное и его нужно всяческим способом избегать. Мы, сами того не замечая, внушаем детям отвращение к труду. Внушаем, когда упрашиваем, уговариваем или заставляем что-то сделать: убраться, вынести мусор. Труд никогда не должен быть наказанием, а чем-то почетным, своего рода привилегией: тогда он будет возвышать ребенка в его собственных глазах, а не унижать его.

Подумайте, какое удовлетворение получит малыш от своей работы. Это может быть родительское уважение (у любого, даже самого маленького человека есть чувство собственного достоинства, от хочет заслужить уважение окружающих людей) или же сам продукт, результат его собственных трудовых усилий. Во всяком случае ребенок никогда не должен делать работу, которая не приносит ему никакого удовлетворения. Ребенок должен понимать, зачем он трудится и признавать, что это действительно важное дело. Ребенку недостаточно того, чтоб так считаем мы, взрослые. Вспомните Тома Сойера, как он красил забор. В действительности одно и то же дело может быть и работой, и игрой. А чем же отличается работа от игры? Прежде всего тем, что это надо сделать и важен результат, а в игре имеет значение только хочу и важен процесс, который доставляет удовольствие. Дети любят играть. Однако те же самые дети любят и работать! Просто они не догадываются об этом. Они бы могли полюбить труд. Но ведь взрослые их никогда не упрашивают и не заставляют играть, а работать заставляют.

Если ребенок старается, трудится с удовольствием и желанием, не забывайте похвалить его независимо от результатов. Не оценивайте труд ребенка по качеству «продукта». Здесь результат не главное, важно само отношение к труду. Если оно положительное, то ребенок в любом случае заслуживает похвалы. Учите ребенка мечтать о результатах своего труда, планировать их. Старайтесь использовать любую возможность, чтобы делать что-то вместе. Если любите свою работу, рассказывайте о ней ребенку: не важно, поймет он вас или нет – важно заразить его своими эмоциями, своим отношением к делу. Все дети – мечтатели. А работа, «продуктивная деятельность» основана на умении мечтать! Она невозможна без планирования и предвкушения результата. Но только мечта должна сбываться. Нельзя допускать, чтобы первые трудовые опыты были неудачными. Это может разочаровать на всю жизнь.

Одна из неверных установок – думать, что дети должны делать то, что им непосредственно интересно. В жизни нельзя обойтись без рутинных дел и не стоит баловать детей, избавляя их от этого. Работа есть работа, она делается ради результата. А если ребенок привыкнет получать удовлетворение только от процесса, то выходит, он лишь играет, играет и совсем не работает. Даже, если мы считаем то, что он делает, работой, для него это все равно игра. Чтобы научиться трудиться, нужно уметь делать и скучную работу. Труд не должен превращаться в развлечение. Конечно, задача, которая стоит перед ребенком, должна быть посильной, но в меру сложной и поэтому интересной. Дети жаждут самоутверждения, очень хотят доказать прежде всего себе: я могу, у меня получается! Вот на этом и можно сыграть. В то же время здесь поджидает и опасность, если ребенок убедиться: игра – это интересно, а труд – скучно. Поэтому трудовые усилия детей не должны состоять только в уборке комнаты или мытье посуды, ему нужен опыт увлекательного труда, желательно требующего каких-то знаний и навыков. Дети очень любят работать вместе с родителями. Особенно если папа с мамой делают что-то с удовольствием. Раньше люди, трудившиеся на земле, устраивали праздник урожая. Ребенку тоже это нужно. Когда он чего-то добился, с его точки зрения значительного, он хочет, чтобы это все заметили, хочет радости праздника. Тогда и будни станут восприниматься по-другому.

Еще несколько советов:

1. Пусть малыш помогает по своим возможностям. Не забывайте о том, что у трёхлетнего и семилетнего ребенка разные способности и возможности. Поэтому в каждом возрасте у малыша свои обязанности.

2. Не ругайте двухлетку за то, что он не убирает постель – ему это просто недоступно. Лучше похвалить его, что он самостоятельно надел на себя майку, что-то подал или помог донести легкий пакет.

3. «Скучная» работа в форме игры для малышей. Больше всего на свете дети любят играть. Не лишайте их такой возможности, поскольку труд легко превратить в игру. Так и интереснее, и продуктивнее. Если кроха отказывается собирать игрушки, придумайте соревнование: кто быстрее – я или ты? Предложите спасти посуду от нашествия пыли или грязи. Для детей перед школой нужно использовать другую методику, о которой рассказывалось выше.

4. Подавайте ребенку личный пример. Дети подражают родителям, поэтому следите за своим поведением и поступками. Глупо говорить о том, что нужно мыть за собой посуду, если родители сами этого не делают. Лучше показать радость от труда на собственном примере. Конечно, самый выигрышный вариант все делать вместе с ребенком. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях.

5. Ставьте лёгкие и чёткие задачи. Все просьбы и задания малышам желательно доносить в корректной и простой форме, иначе не будет никакого результата.

6. Распределяйте обязанности и планируйте. Ребенку важно знать и понимать, что в семье у каждого есть свои обязанности. Поэтому в целях воспитания заранее объясните, что от него требуется.

7. Приучаем к осознанному и регулярному труду с помощью сказки. Это отличный способ приучить ребёнка к труду. Если в прочитанной сказке окажется, что кто-то получил неожиданное вознаграждение, не приложив к этому усилий, объясните, что чудеса, конечно, случаются, но у тех, кто планомерно и систематически совершает определенные действия намного больше шансов прийти к намеченному результату, чем у того, кому просто повезло.

Приучаем к труду поэтапно

Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь, в сущности, домашний труд — это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное — показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду:

На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое сначала не получается. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации.

К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый.» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи.

На втором этапе постепенно переводить совместную трудовую деятельность на личную деятельность ребенка. Возрастает роль самостоятельных действий ребенка. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.

На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.

И, конечно, огромную роль в приучении ребенка к домашнему труду играют последовательность и постоянство действий взрослого. Нельзя ни в коем случае воспитывать по настроению или вашему желанию. Все действия по отношению к ребенку должны быть логичны, объяснимы, а главное, ему понятны.

Публикации по теме:

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Одно из постоянных наших дел — забота о кошках и собаках»Консультация для родителей «Одно из постоянных наших дел — забота о кошках и собаках» Дорогие родители, вы часто берете котят и щенят – маленьких, пушистеньких, хорошеньких – для своих детей! По просьбам ребятишек! Котёнок.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Трудолюбие — это одно из ключевых качеств здоровой и счастливой личности»
Опубликовано: 13 ноября 2023 в 19:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД