ГАЛИНА СЧАСТЛИВЦЕВА
Консультация для родителей «Умные ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Умные ручки»
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. Сухомлинский
Цель:
Повышение компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в воспитании детей.
Задачи:
1. Познакомить родителей с методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Умные ручки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
2. Дать рекомендации родителям по проведению пальчиковой гимнастики.
3. Активизировать самостоятельную работу родителей.
4. Разучивание с родителями пальчиковых игр.
Специалисты, изучающие особенности развития детской психики говорят, что в раннем возрасте больше внимания надо уделять вопросу развития мелкой моторики рук. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности детей свободно действовать кистями рук.
В последние годы уровень развития речи у детей существенно снизились, поэтому для развития мелкой моторики рук я использую в своей работе пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые игры существовали у разных народов. Пальчиковая гимнастика, уникальное средство для развития мелкой моторики и развития речи детей.
Пальчиковая гимнастика отвечает трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
Еще в глубокой древности было известно, о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека, Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность головного мозга. Нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, который посылает импульсы в центральную нервную систему человека.
Итак, начнем.
Упражнение 1.
Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).
Упражнение 2.
Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
Работа рук способствует психическому успокоению и предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (у некоторых народов есть обычай перебирать в руках грецкие орехи, четки).
Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности пальчиковых игр и в детстве.
Ведь хорошо знакомые нам «Сорока белобока», «Ладушки», «Этот пальчик в лес пошел» не что иное, как тонизирующий массаж.
Простые игры с пальчиками, а сколько пользы!
1. Заряд положительных эмоций.
2. Воздействие на внутренние органы.
3. Стимуляция мыслительных функций и речи.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Ивану большому - дрова рубить,
Ваньке-указке – воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке – кашу варить,
А крошке Тимошке – песни петь.
Пальчиковые игры не противопоказаны и взрослым. Взрослые сами решают, какие пальчики нуждаются в массаже.
Хотелось бы привлечь ваше внимание к известной игре «Сорока белобока», созданной мудростью и талантом русского народа. Казалось бы, что тут такого? Простая игра с ручкой ребенка. Но эта игра, как и любая другая (пальчиковая, «ладонная» игра) имеет огромное значение для малыша. Оказывает развивающее, оздоровительное, психологическое воздействие. Такие игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они являются и мощным стимулом для развития мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи ребенка, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его полноценного развития.
Сначала вспомним саму игру, проанализируем ее текст и сопроводительные движения.
Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца) :
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец) :
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят) :
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
Не все знают, что есть и продолжение этой игры, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется:
(Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая) :
Вот он ходит - воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперед.
(Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребенка, чуть останавливаясь на запястье, на сгибе локотка пальцы задерживаются и нежно, но отрывисто «топчутся») :
Здесь водица студеная,
(Также задерживаемся на плечике) :
Здесь водица теплая,
(Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок,
А здесь кипяток, кипяток,
кипяток - щекоток.
Первый этап. В игре, «Сорока белобока», водить пальцем по ладошке нужно по часовой стрелке по левой руке и против часовой стрелке по правой руке, от центра по всей ладони, постепенно увеличивая круги (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги).
Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.
Второй этап. При раздаче каши деткам «этому дала, этому дала», каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный пальчик, он отвечает за работу нервной системы
Затем - средний, он стимулирует работу печени.
Затем – указательный пальчик, он отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно, то с правой, то с левой рукой.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал.
А сейчас повторим все вместе, приготовились.
Молодцы, хорошо постарались.
Кстати пальчиковые игры совершенно не противопоказаны взрослым. Только вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
В этом домике пять этажей,
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом - сова,
На четвертом – синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Основной критерий эффективности игры – положительный эмоциональный отклик ребенка.
Давайте еще поиграем уважаемые родители.
Динь - бом, Динь - бом, («позвенеть» у правого уха,
Кошка ходит кошка с бубенцом.
Мыши тоже услыхали (руку к левому уху)
Динь - бом, динь - бом,
Быстро в норку убежали (пальчиками по столу)
Затворили крепко дверь (спрятать под стол руки)
Не поймаешь их теперь (погрозить пальчиками)
Динь - бом, динь – бом.
Играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса, смене тембра голоса и скорости речи, необходимо делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело.
Благодарю всех за внимание. До свидания! До новых встреч!
Дополнительную информацию о пальчиковой гимнастике, можно получить из буклетов, которые я вам приготовила. Вручение памяток и буклетов: «В помощь родителям», «Что надо знать о пальчиковой гимнастике».
Литература:
1. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г.
2. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г.
3. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г.
4. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г.
5. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» Москва, 2001г.