МААМ-картинки

Консультация для родителей «Задачи и содержание обучения связной речи»

Ирина Лебедева
Консультация для родителей «Задачи и содержание обучения связной речи»

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог – сложная форма взаимодействия. Участвовать иногда в диалоге бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; в ответ формулировать собственные суждения; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы.

Публикация «Консультация для родителей „Задачи и содержание обучения связной речи“» размещена в разделах

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какая? Какой) Побуждают детей обращаться к взрослым и детям по различным поводам.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, пользоваться простыми формулами этикета (здороваться, прощаться и т. д.)

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и со сверстниками, отвечать на вопросы и отвечать на них по поводу предметов, их качеств, действий с ними, поддерживать стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель учит детей отвечать как кратко, так и распространенно на вопросы, постепенно приобщает детей к участию в коллективной беседе. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на одни тот же вопрос по – разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Необходимо уделять внимание умениям формулировать и задавать вопросы, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, быть общительными и приветливыми без навязчивости.

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Для достижения связности речи необходим ряд умений. А именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы, отбирать необходимый материал, располагать материал в нужной последовательности;

Связные высказывания можно охарактеризовать с разных точек зрения: по назначению, источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

В зависимости от назначения выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и смешанные тексты. В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно смешанные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов.

Описание – это характеристика предмета. В описании выделяют общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. При описании важным являются лексические и синтаксические средства, поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. В детском саду дети описывают картины, игрушки, предметы, явления природы, людей.

Повествование – это связный рассказ о каких – нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. В повествовательных монологах используются средства, передающие развитие действия6 лексика, обозначающая время, место, образ действия, слова для связи предложений.

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении используются различные способы выражения причинно – следственных отношений. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.

В детском саду обучают детей двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Рассказ – это самостоятельно развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

- по игрушкам и предметам; - по картине; - из опыта; - творческие рассказы.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказы пр наглядному материалу. В средней группе дети пересказывают содержание не только знакомых сказок и рассказов но и тех, которые они услышали впервые. В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к монологам разных типов.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей и родителей «Малое краеведение: цель, задачи»Консультация для воспитателей и родителей «Малое краеведение: цель, задачи» Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Задачи и содержание обучения связной речи»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 18:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД