Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Использование «Кругов Луллия» в познавательно-речевом развитии старших дошкольников»

Светлана Бородина
Консультация для воспитателей «Использование «Кругов Луллия» в познавательно-речевом развитии старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «КРУГОВ ЛУЛЛИЯ» В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассмотрим с Вами возможности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием «речевых кругов». Занятие с ними способствует созданию заинтересованной и адекватной возрасту детей старшего дошкольного возраста ситуации общения.

«Речевые круги» можно использовать в образовательной деятельности педагога с детьми, при организации режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование „Кругов Луллия“ в познавательно-речевом развитии старших дошкольников“» размещена в разделах

Развитие лексической и грамматической стороны речи детей дошкольного возраста является одной из задач речевого развития. В настоящее время апробировано множество методик и технологий, с помощью которых можно корректировать процесс речевого развития детей.

В доступной и игровой деятельности можно успешно решать указанные задачи, потому что речь ребёнка развивается и активизируется в игре, а сама игра под влиянием и обогащением речи совершенствуется.

Авторы методики ТРИЗ предлагают использовать круги Луллия.

«Кольца Луллия» - это своеобразный компьютер, только для слов. Конструкция проста, что позволяет применять ее в детском саду. Данное пособие рекомендовано для работы с дошкольниками 3-7 лет. Оно многофункционально и формирует навыки взаимодействия и самостоятельности.

Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце - разнообразные деревья, на другом - их листья или семена.

Другой вариант: на одном кольце - животные (домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом - их «дома». Для изготовления пособия нужно взять два прямоугольных куска оргалита шириной, равной диаметру колец, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепить штыри. По периметру соорудить небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепить ножки. В верхнем прямоугольнике вырезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания. Для свободного и удобного вращения колец Лидия Ивановна Логинова предлагает использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2-4 см меньше двух диаметров пластинок.

Содержание игр позволяет использовать их на занятиях по развитию речи, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников.

С помощью занимательно-игрового пособия «Речевые круги» мы можем корректировать различные аспекты речевой деятельности (развивать фонематические процессы; уточнять и активизировать словарный запас; совершенствовать слоговую структуру слова; знакомить с окружающим миром). Данное игровое пособие возможно использовать при закреплении артикуляционных упражнений, для развития лексико-грамматических категорий.

В процессе работы с кругами Луллия развиваются мышление, память, воображение, что приводит к интеллектуальному развитию ребенка в целом. Использование «Речевых кругов» целесообразно на занятиях по развитию речи, в игровой деятельности вне занятий, также в самостоятельной деятельности детей. Игровое пособие универсально. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.

Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры.

Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».

Их можно надевать на карандаш, накладывать круги, разные по диаметру, друг на друга. В любом случае результат огромен. Использование «Речевых кругов» позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Рассмотрим некоторые варианты использования «Речевых кругов».

1. Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи».

Цель игр: совершенствование артикуляционных способностей детей; формирование навыков сотрудничества и самостоятельности.

Берутся два круга: 1-й - с изображением артикуляционного упражнения, 2-й - с картинками, соответствующими артикуляционному упражнению (улыбка, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга № 1 должна соответствовать картинка круга № 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

2. Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте: «Звуковые круги», «Звукарики», «Где спрятался звук?»

Цель игр: совершенствование навыков звукового анализа; обучение грамоте; расширение и активизация словаря.

На 1-ом круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш., на 2-ом круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке - «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук, который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте

3. Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»

Цель игр: совершенствование лексико-грамматического строя речи; закрепление навыка словообразования и словоизменения; расширение и активизация словаря; развитие связной речи.

На 1-ом круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа:

I. Игры на подбор пары.

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца №1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца № 2.

Игры экологического содержания: «Найди, где живет?», «Назови детеныша?», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги, клювы», «Подбери место обитания».

II. Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Чей дом?» («берлога чья? Медвежья»).

III. Игры с элементом случайности в установке колец.

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации.

IV. Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Чей нос, чей хвост?», «Назови сколько?», «Уменьшаем, увеличиваем»

V. Игры на развитие творческого воображения.

Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она о них будет заботиться, чему станет их учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии.

Варианты колец каждый педагог может выбирать самостоятельно, придумывать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.

Издательство «Айрис-Пресс» подготовило комплект круговых тренажеров по математике, обучению грамоте и др. Тренажеры серии «Карусель» «Учимся считать» и «Обучение грамоте» состоят из двух или трех кругов, соединенных в центре и вращающихся относительно друг друга, и держателя (контрольного язычка). Для решения задачи необходимо подобрать соответствующие сектора. Правильность выполнения задания определяется сразу же с помощью специальных отверстий на держателе на обратной стороне пособия.

Перед работой с пособием рекомендуется его внимательно рассмотреть. Какие объекты находятся на лицевой стороне? Предложить ребенку самому догадаться «что к чему подходит». Проверить догадку можно, прочитав задание в центре круга. Далее работа организуется согласно порядку, описанному для каждого пособия. Количество заданий для одного занятия зависит от времени, которым вы располагаете, и может колебаться от 3-4 до 8. Лучше начинать работу с менее сложных заданий, постепенно повышая их сложность.

Круговые тренажеры серии «Карусель» обладают целым рядом достоинств, среди которых главными являются следующие:

1. Пособия позволяют повысить эффективность интеллектуального развития. В процессе игры ребенок тренирует мелкую моторику, скоординированную работу правой и левой рук, элемент самопроверки развивают навыки самоконтроля и самооценки. Дополнительные задания не только закрепляют знания по данному разделу, но и осуществляют связь с другими темами. Заложенный игровой принцип и необычные приемы способствуют быстрому запоминанию основных понятий, развитию воображения, мышления, памяти, навыков ориентирования в пространстве.

2. Пособия изначально разрабатывались как средства, позволяющие реализовать безопасное для здоровья ребенка обучение. Круговые тренажеры обеспечивают максимально естественное освоение ребенком предметных основ, причем таким образом, что игра не только способствует развитию предметных способностей, но и рождает у ребенка устойчивое желание учиться. Освоение учебных действий на основе занимательной игры существенно снижает уровень стресса в обучении.

3. Пособия просты и доступны в использовании. Простота и удобство работы с круговыми тренажерами позволяют решать учебные задачи с экономией времени. Что же касается родителей, то от них не требуется специальной педагогической подготовки, чтобы правильно организовать игру.

4. Пособия могут использоваться детьми старшего дошкольного возраста. Содержание круговых тренажеров разработано на основе Образовательного Стандарта третьего поколения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В качестве примера приведем игру «Найди одинаковые звуки». Карусель для этой игры состоит из двух кругов: первый (внутренний) круг – картинки со схемами-показателями звуков слова; второй (внешний) круг – картинки со схемами-показателями звуков слова. Вращая диски Карусели, ребенок должен подобрать пары слов: с одинаковыми первыми звуками (кот-кактус, лук-лопата и др., с одинаковыми последними звуками (слон-барабан, дом-сом и др.).

В игре «Составь слово» Карусель состоит из трех кругов: первый (внутренний) круг - первые слоги слов; второй круг – картинки слов; третий (внешний) круг – вторые слоги слов. Вращая диски «Карусели», играющий должен построить и прочитать по слогам слова: ро-зы, гу-си, дя-тел, ве-ник и др.

Дети во время выполнения заданий деятельны и активны, выполнение заданий с такими пособиями позволяет детям улучшить скорость и прочность запоминания, обостряет внимание, так как в работу включается сразу несколько органов чувств: слух, зрение, осязание.

Список использованной литературы:

1. Логинова Л. Кольца Луллия// Обруч. – 2004. - № 4.

2. Обучение грамоте. Комплект круговых тренажеров. – М. : Айрис –Пресс, 2013.

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование «Кругов Луллия» в познавательно-речевом развитии старших дошкольников»
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 11:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование «Кругов Луллия» в познавательно-речевом развитии старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бородина (УИ 3180424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД