Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой

Валентина Зверева
Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой

Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой.

Жизнь в эпоху научно-технического процесса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-продуктивному процессу обучения объективно приходит проблемно-творческий. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Познавательное развитие – сложный процесс, оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Детство - пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и – главным образом, как поиск, приобретение знаний

самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

Однако многие педагоги сталкиваются с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования К. К. Поддъякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети только выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или игру, поэтому отечественные педагоги предлагают включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, явлений, замечать их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Все крепко и надолго усваивается, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитатели должны делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования к поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.Исследования предоставляют ребенку найти ответы на вопросы: «как?» и «почему?».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспери- ментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Вот поэтому в детстве экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Вот поэтому необходимо поставить правильно цель: «Создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования, определить задачи и самое главное, организовать хорошо оборудованную, насыщенную предметно-развивающую среду. Поэтому в группах необходимо оформить уголок экспериментирования.Материалы должны быть разнообразные: это песок, гипс, вода, пробки, мыло, снег, бросовый материал, глина, воздух, камни, ракушки, перышки, звук, магниты, бумага, стекло, резина. Можно приобрести сундучки,содержание которых очень богатое: это и бусины, пуговицы, веревки, шкурки, тесьма, нитки, пластиковые бутылочки разных размеров, разноцветные прищепки, пробки, косточки, семена и скорлупа орехов, спилы дерева, вата, упаковки от киндер-сюрприза; растворимые продукты (соль и сахар); бумага разной формы, мерные кружки, ложки, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, резиновые и пластиковые перчатки, пипетки, пластиковые шприцы без игл, взбивалки, деревянные ложки, палочки от мороженного, увеличительные стекла, микроскоп, магниты, рулетки, линейки, часы механические, песочные, свечи, фартуки, гуашь, цветные мелки, ножницы, щетка, совок и наши дети ежедневно будут экспериментировать и изобретать что-то новое и интересное, так как только в процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействованы все органы чувств, т. е. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус (если это не опасно) вещества.

Важным мотивационным моментом должно быть обыгрывание. Так,например:в группу приходит Петрушка и приносит волшебные разноцветные баночки с запахами: где определяется запах лета, фруктов, весны.

Игры с песком и водой приносят детям не только радость и эмоциональное равновесие, но и развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь.

Для поддержания интересов к экспериментированию дети могут получить задание от имени сказочного героя-куклы для решения проблемной ситуации.Например: приходит Фея и вместе с ней дети строят из песка дорожки, пекут куличи, возводят песочные мельницы и т. д. Итак, дети не только знакомятся со свойствами воды, глины, снега, теста, но и закрепляют полезные и вредные свойства каждого из этих материалов, учатся активно применять полученные знания в играх. И очень приятно видеть какую большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер.

Конечно же, мы не можем обойтись без помощи родителей, чтобы закрепить полученные навыки и умения. Все что предлагается ребенку в группе, нужно доводить до сведения родителей или приглашать родителей и в группе принять активное участие в экспериментировании.

Большое место занимают опыты, их можно проводить как на занятии, так и в свободной деятельности. Дети с желанием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, магнитом.Из какого песка можно лепить: сухого или сырого. Рассматривая песок через лупу, дети видят, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок – этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

По теме «Волшебница - вода»можно провести опыт: «Наливаем - выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед» - такие опыты напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все делают сами.Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»,обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если, сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходства». Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Каждая неделя посвящается определенной познавательной теме,например: «Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены». Как я уже сказала ранее, необходимо использовать различные стимулы для положительной мотивации деятельности детей: внешние стимулы - новизна,

необычность объекта, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент (почему так); ситуация выбора.

Наша задача – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. Надо учить не всему, а главному, не сумме фактов а целостному их пониманию, не только дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке.

Публикации по теме:

Развиваем творчество у детей с общим недоразвитием речи Жизнь в эпоху научно-технического прогресса стала все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Использование оформление участков в зимний период для развития театрализованной деятельности дошкольников Автор: Мальцева О. А. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФОРМЛЕНИЯ УЧАСТКОВ ДОУ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой
Опубликовано: 10 апреля 2015 в 17:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...

23 апреля. День английского языка

ООН учредила международные праздники в честь каждого из пяти своих официальных языков. Исторически так сложилось, что главным и самым распространённым из них стал английский. Дата 23 апреля была избрана...


Горячие темочки