Лучший педагог года

Консультация для воспитателей

Тамара Бобылёва
Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

"Проблемы инклюзивного образования детей

с ограниченными возможностями здоровья"

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В настоящее время интенсивно входит в практику инклюзивное образование, которое ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности.

В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно «приобщает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия понимается и трактуется как благо для всех. И для тех, кто учит этих детей (для педагогов, и для тех, кто учится вместе с ними (для нормативно развивающихся детей, и для тех, кто воспитывает детей (для их родителей, и как шанс для всего общества – гражданского общества, получающего посредством этого образовательного процесса возможность на практике реализовывать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека, независимо от состояния его здоровья.

Благодаря этому опыту доказано, что включение особенных детей в общеобразовательную среду дает очевидные эффекты для их собственного развития, обучения, и что важнее всего, для их социализации.

Мы бы хотели обратиться к вопросу о том, какие трудности возникают при включении детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ.

Первое, что хотелось бы отметить, на сегодняшний день в отношении инклюзивного образования не в полном объеме разработана нормативно-правовая база, определяющая численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка.

Трудностью на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении, является психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а так же знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

Не менее важным условием при реализации инклюзивной модели в ДОУ мы отмечаем изменение установок взрослых на «особенных детей», ведь особенности есть у каждого из нас. Ни для кого не секрет, что недостаточная информированность порождает у значительной части общества предвзятое отношение к возможностям людей с ОВЗ. Это, в свою очередь, делает самих людей с ограниченными возможностями здоровья пассивными, безразличными к собственному общественному положению, вынужденными искать пути приспособления к житейским ситуациям. И как замкнутый круг, эти само найденные пути вызывают протест в обществе, которое называет их потребительством, иждивенчеством и т. д. Изменить ситуацию можно. Самый эффективный путь достижения взаимопонимания – воспитание у взрослых позитивного отношения к людям с ОВЗ через систему работы, цель которой заставит человека задуматься о том, как живут и что чувствуют эти люди, когда на них не обращают внимание.

При этом возникают следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности детей, которые должны ее освоить; как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка и при тематическом планировании работы в группе? Ответы на эти вопросы формируют новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной). В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители, дети, администрация, поскольку инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого.

Следующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка. (Например, если приходит ребенок с физическими нарушениями, планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду: все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия, педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми). Очевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возможным в некоторых детских садах.

Таким образом, если брать курс на инклюзию, необходимо понимать, что движение в эту сторону с теми проблемами, которые есть: отсутствие нормативно-правовой базы, психологическая неготовность педагогических кадров к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие финансирования - это достаточно затратный процесс. На переходном этапе надо двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства.

Основная цель образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия:

наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, родители которых готовы привести их в этот детский сад;

психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов);

наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;

возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям образовательной системы. Образовательное учреждение выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Праздничные утренники» Консультации для воспитателей "Праздничные утренники" Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском.

Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству. " "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться.

Консультация для воспитателей «Книга - воспитатель». Проблема детского чтения занимает родителей, воспитателей. К сожалению, в наши дни детская литература сталкивается.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ» Понятие предметно- развивающая среда определяется.

Консультация для воспитателей «Квиллинг» Консультация для воспитателей «Квиллинг» Одна из важнейших задач педагогической теории и практики - формирование творческой личности. Самым.

Консультация для воспитателей «Наблюдения в ДОО». Организация наблюдений в ДОО.. Роль и значение наблюдения как метода познания, используемого в дошкольном образовательном учреждении,.

Консультация для воспитателей «Портфолио дошкольника» Одной из современных педагогических технологий является технология «портфолио». Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя.

Консультация для воспитателей «Ребенок и книга» Часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок, подрастая, утрачивает любовь к чтению. Причина этого кроется в том, что в дошкольном возрасте.

Консультация для воспитателей «Создание картотек»Консультация для воспитателей «Создание картотек» Консультация для воспитателей «Создание картотек»Очень часто воспитатели задают вопрос: как же лучше оформить картотеки с играми в группу?.

Консультация-практикум для воспитателей и воспитателей групп раннего возраста. Взаимодействие с семьёй Содержание: 1. Мини-лекция. Особенности взаимодействия с родителями с учётом личностных особенностей. 2. Разбор педагогических ситуаций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей
Опубликовано: 6 января 2018 в 12:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД