Елена Бабешкина
Консультация для воспитателей «Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Бабешкина Е. С. ,
учитель - логопед
Центр развития ребенка-детский
сад №2 «Жемчужинка»,
Майкопский район
Консультация для воспитателей.
Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Даже небольшое нарушение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребёнка совсем не будет развиваться. Чтобы проверить слышит ли маленький ребёнок необходимо посмотреть, как он реагирует на звуки средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большей долей вероятности можно сказать, что он глух. Однако если вы хлопнули дверью или похлопали в ладоши, и ребёнок дал реакцию это вовсе не доказательство наличия у него слуха, так как это будет реакция на вибрацию воздуха, а не на звук.
Для более старших малышей (около пяти месяцев и более) хорошей пробой является такая: ребёнку дают две одинаковые звучащие игрушки – две дудки, две резиновые птички, две шарманки и т. д. Одна из них исправна и звучит, другая испорчена. Если ребёнок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же ребёнок играет двумя игрушками или обе оставляет без внимания.
При малейшем подозрении на нарушение слуха у ребёнка нужно обратится к врачу. У детей примерно с пяти лет имеется возможность очень точного определения того, в каких пределах потерян слух, с помощью специального прибора – аудиометра. Аудиометр позволяет выяснить какие звуковые колебания и при какой силе ребёнок воспринимает.
Глухота не означает, что ухо не улавливает никаких звуков: какие – то остатки слуха всегда есть. В зависимости от того, каковы остатки слуха у ребёнка и ведётся с ним дальнейшая работа.
Очень большое значение имеет возраст, когда ребёнок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем тяжелее это сказывается на речи. Дети, родившиеся глухими и потерявшие слух на втором – третьем году жизни будут немыми, они не смогут овладеть речью без специального обучения. Но речевой аппарат этих детей обычно в порядке, у них нет поражения речевых отделов мозга, поэтому при правильных занятиях умственное развитие этих детей будет нормальным, а позднее у них ставится и звуковая речь.
Дети, потерявшие слух в пять – шесть лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в семь – одиннадцать лет сохраняют речь полностью.
Затруднения в овладении речью возникают уже при снижении слуха на 15 – 20 децибел – такие случаи называют не глухотой, а тугоухостью. Эти дети требуют специального лечения и обучения.
Тугоухость и глухота совсем не свидетельствует о том, что ребёнок обречён на задержку умственного развития. Можно привести большое количество примеров, когда несмотря на тяжелую тугоухость, приближающуюся к глухоте, дети могли обучатся в массовой школе. Но это те случаи, когда родители рано обращались к логопеду и упорно занимались с ребёнком. Родители получают очень подробную инструкцию и обучают ребёнка (обучаясь вместе с ним) зрительному восприятию речи («чтению» мимики говорящего человека, и восприятию тактильно –вибрационной чувствительности (произнесение гласных и звонких согласных сопровождается вибрацией гортани, которую можно ощутить с помощью рук). Это требует много времени и усилий со стороны семьи, но обеспечивает правильное развитие ребёнка. Примерно та же работа проводится и с глухими детьми, но их обучение, как правило, осуществляется в специальных школах.
Главное, что хотелось подчеркнуть: при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях, тугоухий или глухой ребёнок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны падать духом. Надо настроить себя и ребёнка на спокойную длительную работу, которая, как правило, завершается успехом.