Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи»

Елена Бабешкина
Консультация для воспитателей «Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи»

Бабешкина Е. С. ,

учитель - логопед

Центр развития ребенка-детский

сад №2 «Жемчужинка»,

Майкопский район

Консультация для воспитателей.

Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи.

Публикация «Консультация для воспитателей „Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи“» размещена в разделах

Даже небольшое нарушение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребёнка совсем не будет развиваться. Чтобы проверить слышит ли маленький ребёнок необходимо посмотреть, как он реагирует на звуки средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большей долей вероятности можно сказать, что он глух. Однако если вы хлопнули дверью или похлопали в ладоши, и ребёнок дал реакцию это вовсе не доказательство наличия у него слуха, так как это будет реакция на вибрацию воздуха, а не на звук.

Для более старших малышей (около пяти месяцев и более) хорошей пробой является такая: ребёнку дают две одинаковые звучащие игрушки – две дудки, две резиновые птички, две шарманки и т. д. Одна из них исправна и звучит, другая испорчена. Если ребёнок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же ребёнок играет двумя игрушками или обе оставляет без внимания.

При малейшем подозрении на нарушение слуха у ребёнка нужно обратится к врачу. У детей примерно с пяти лет имеется возможность очень точного определения того, в каких пределах потерян слух, с помощью специального прибора – аудиометра. Аудиометр позволяет выяснить какие звуковые колебания и при какой силе ребёнок воспринимает.

Глухота не означает, что ухо не улавливает никаких звуков: какие – то остатки слуха всегда есть. В зависимости от того, каковы остатки слуха у ребёнка и ведётся с ним дальнейшая работа.

Очень большое значение имеет возраст, когда ребёнок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем тяжелее это сказывается на речи. Дети, родившиеся глухими и потерявшие слух на втором – третьем году жизни будут немыми, они не смогут овладеть речью без специального обучения. Но речевой аппарат этих детей обычно в порядке, у них нет поражения речевых отделов мозга, поэтому при правильных занятиях умственное развитие этих детей будет нормальным, а позднее у них ставится и звуковая речь.

Дети, потерявшие слух в пять – шесть лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в семь – одиннадцать лет сохраняют речь полностью.

Затруднения в овладении речью возникают уже при снижении слуха на 15 – 20 децибел – такие случаи называют не глухотой, а тугоухостью. Эти дети требуют специального лечения и обучения.

Тугоухость и глухота совсем не свидетельствует о том, что ребёнок обречён на задержку умственного развития. Можно привести большое количество примеров, когда несмотря на тяжелую тугоухость, приближающуюся к глухоте, дети могли обучатся в массовой школе. Но это те случаи, когда родители рано обращались к логопеду и упорно занимались с ребёнком. Родители получают очень подробную инструкцию и обучают ребёнка (обучаясь вместе с ним) зрительному восприятию речи («чтению» мимики говорящего человека, и восприятию тактильно –вибрационной чувствительности (произнесение гласных и звонких согласных сопровождается вибрацией гортани, которую можно ощутить с помощью рук). Это требует много времени и усилий со стороны семьи, но обеспечивает правильное развитие ребёнка. Примерно та же работа проводится и с глухими детьми, но их обучение, как правило, осуществляется в специальных школах.

Главное, что хотелось подчеркнуть: при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях, тугоухий или глухой ребёнок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны падать духом. Надо настроить себя и ребёнка на спокойную длительную работу, которая, как правило, завершается успехом.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Кризис семи лет и как с ним справиться» «Кризис семи лет и как с ним справится». Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник,.

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха Новокрещенова Наталия Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 71 «Незабудка» Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие.

Консультация для педагогов «Театр как форма работы с детьми, имеющими нарушения речи» Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для воспитателей «Моделирование в описательной речи» Качество описательного текста определяется полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания; логикой описания;.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи» Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями.

Консультация для воспитателей «Причины возникновения нарушения речи у детей: перинатальный и постнатальный период» Консультация для воспитателей «Причины возникновения нарушения речи у детей (перинатальный и постнатальный период)». Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Консультация для воспитателей значение картинок в развитии речи Особую роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Тихеева Е. И. Она писала что картинкам как фактору умственного развития.

Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речиИспользование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи Автор: Комарова Лидия Николаевна Статья: «Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи»
Опубликовано: 23 января 2018 в 20:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД