Получи документы

Консультация для воспитателей «Актуальность экологического воспитания у детей дошкольного возраста»

Полынова Татьяна Анатольевна
Консультация для воспитателей «Актуальность экологического воспитания у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей.

Актуальность экологического воспитания у детей дошкольного

возраста

Провела: Полынова Т. А.

Москва 2017

Публикация «Консультация для воспитателей „Актуальность экологического воспитания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Наша Земля удивительно прекрасна - это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле - явление уникальное, и природа на ней, это великий и мудрый воспитатель. Земля - планета людей, но если люди хотят жить на этой планете, они должны любить и беречь ее.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Дети должны знать, что наша планета живой организм, что она, так же как и мы, может болеть, если люди обижают природу. И мы – люди планеты Земля, должны защищать, любить и заботиться о своей планете. Поэтому возникла необходимость в новых подходах к организации образовательного процесса в детском саду с целью активизации деятельности по формированию экологической культуры дошкольников, понимания значимости проблемы сохранения природы и планеты Земля в целом, через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Экологическое воспитание дошкольников включает в себя несколько направлений. С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе. В части интеллектуального развития – формирование системы экологических чувств, знаний и представлений. Так же, экологическое воспитание включает в себя и развитие эстетических чувств, таких, как способность видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, помогает сформировать у них бережное и заботливое отношение к окружающему миру.

В условиях дошкольного учреждения все составляющие такого комплексного подхода, существуют взаимосвязано. Ведь гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим и уникален, что он нуждается в нашей заботе. Закрепление такого отношения происходит в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Для успешности воспитания бережного отношения к природе, необходимо создавать среду, в которой взрослые могли бы личным примером демонстрировать детям правильное отношение к природе, проявляли активность, участвуя, вместе с детьми в природоохранной деятельности.

На сформированность гуманного отношения к природе и его осознанность указывают следующие несколько критериев.

Во-первых, это понимание необходимости беречь природу. Оно основано на её практической и нравственно-эстетической значимости для человека.

Во-вторых, это овладение нормами поведения в природном окружении. А так же соблюдение этих норм в практической деятельности.

В-третьих, проявление активного отношения к природным объектам. Умение оценивать как свои действия, так и действия других людей по отношению к природе. Выражение действенной заботы о ней.

В процессе формирования гуманного отношения к природе, воспитатель должен ориентироваться на следующее: очень важно сформировать в ребенке понимание того, что человек и природа единое целое. Заботясь о природе – мы заботимся о человеке, о его будущем. И если что-то наносит вред природе, то это же наносит вред и человеку. Поэтому и является безнравственным разрушение общего для нас для всех Дома.

Действенное отношение к природе определяют чувства сострадания и сопереживания. Они выражаются в готовности проявлять заботу о нуждающихся в этом, в защите тех, кого обижают, в желании помочь тем, кто попал в беду, в том числе и животным и растениям. Деятельное отношение способствует овладеванию навыками и умениями заботы и уходу за домашними животными, зимующими птицами, комнатными растениями и т. д.

Наряду с этим, умение сопереживать и сочувствовать способствует постепенному формированию эмоционального запрета на действия, которые могут причинить боль и страдание живому.

Необходимо всегда помнить, что часто невнимательное, порой и жестокое отношение детей к природе, можно объяснить отсутствием у них нужных знаний. Поэтому воспитание сострадания и сопереживания должно происходить в единстве с формированием доступных детям дошкольного возраста экологических знаний.

Система экологических знаний детей дошкольного возраста включает в себя :

— представление о природных объектах, таких как растения и животные, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их нуждах и потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

— понимание взаимной связи между всеми живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям их существования;

— осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и в то же время каждый из них имеет свою экологическую пищу, и все они могу существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в дошкольных учреждениях следует создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (например, воспитатель вместе с детьми может озеленить уголок природы, разбить цветник и т. д., что, естественно, зависит от возможностей конкретного дошкольного учреждения.). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Формирование осознания эстетической ценности природных объектов, их красоты и эстетики, поддерживает и укрепляет деятельное гуманное отношение к природе. Поэтому, одним из условий экологического воспитания является воспитание эстетических чувств.

Дети учатся беречь природу, начинают осознавать то, что действительно требуется для растений и животных.

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Публикации по теме:

Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Экология - это наука, изучающая взаимоотношения.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Комбинированного детского сада №9 пгт Афипский «Взаимодействие ДОУ и.

Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это.

Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в ДОУ» Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду» Система экологического воспитания дошкольников.

Консультация для воспитателей «Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 50» Консультация.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» РФ – Московская область Администрация Дмитровского муниципального района МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД.

Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации,.

Основное содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Актуальность экологического воспитания у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 16:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД