Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения укрепления здоровья дошкольников»

Зиля Балабанова
Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения укрепления здоровья дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Подготовила воспитатель МБДОУ Детский сад

с. Миндяк Балабанова Зиля Даутовна

Публикация «Консультация для воспитателей „Дыхательная гимнастика как средство сохранения укрепления здоровья дошкольников“» размещена в разделах

ФГОС дошкольного образования ставит перед нами одну из задач – формирование ценностей здорового образа жизни. В соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» мы решаем задачу формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, а также задачу сохранения, укрепления и охрану здоровья детей.

Вся организация образовательного процесса строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями дошкольников, спецификой образовательной области «Физическое развитие», которая включает в себя овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Для достижения этой задачи в дошкольных образовательных организациях используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Дыхание – один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.

Согласно статистическим данным, уровень распространения заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная ёмкость лёгких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся ещё уже, и ребенку становится трудно дышать.

Известно, что дыхательная гимнастика :

- повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;

- предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;

- укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;

- стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно -сосудистую системы, кровообращение;

- насыщает организм оптимальным количеством кислорода.

Можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

- дышать носом;

- дышать медленно;

- концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;

- выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

- дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо :

- все упражнения выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности;

- находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развернуты, шея свободная);

- следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

Чтобы эффективней решать задачи укрепления здоровья детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, необходимо ознакомиться с различными методиками проведения дыхательной гимнастики.

Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики.

Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева.

Здесь показан метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями. Характеризуется сочетанием физических упражнений с озвученным выдохом.

Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.

Суть метода, предложенного в этой методике, заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания.

Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.

Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания. Это гимнастика для развития речевого дыхания. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения,речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха,сильной воздушной струи. Данная методика направлена на совершенствование речевого дыхания дошкольников и используется в логопедии.

Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Движение приходится на вдох. Именно вдоху в гимнастике Стрельниковой и уделяется основное внимание : для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. Внимание на выдохе не фиксируется,он должен происходить самопроизвольно. По причине специфики дыхания эту методику специалисты называют парадоксальной. Но при этом подтверждают ее незаменимую профилактическую и лечебную ценность. Состоит она в том,что воздух,вдыхаемый согласно определенным правилам,насыщает организм кислородом,который буквально «пропитывает «ткани,заставляет кровь быстрей циркулировать по организму,разнося по нему необходимые полезные и питательные вещества.

Это самая сложная гимнастика,которая используется в старшем дошкольном возрасте,Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой доступна детям с 3 – 4 лет,но для лучшего эффекта следует начинать с 4 – 5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Дыхательную гимнастику с детьми необходимо проводить каждый день в хорошо проветриваемом помещении, в любое удобное время дня, исключая 20-30 минут до еды и сна или 1 час после приема пищи. Это и время, предназначенное для утренней гимнастики (хорошо включить 2-3 дыхательных упражнения, и прогулки при температуре выше 12 градусов без резких порывов ветра, и время после дневного сна, и физкультминутки, которым отводится 3-5 минут во время непосредственно образовательной деятельности. Конечно, это хуже, чем полноценное занятие, но маленькая польза – тоже польза.

Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так и с группой детей. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия – от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. При легком головокружении можно предложить выполнить упражнение сидя на стуле либо вовсе его пропустить, придерживаясь главного принципа «Не навреди».

Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения. При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить.

Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа. Во время занятия педагогу полезно не только «руководить», но и время от времени делать упражнение вместе с ребятами. Это и не помешает его личному здоровью, и будет служить лучшим ориентиром, особенно для младших дошкольников.

Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить в игровой форме. Хорошо обыграть с малышами упражнение, «превратившись» в дровосека, пчелу, жука, ежа, изобразить самолет, паровоз, часы, не просто выполнить упражнение на задержку дыхания, а «нырнуть в воду», затаить дыхание, спрятавшись от медведя, гусей-лебедей…

Воспитателю необходимо самому быть эмоциональным, включаться в игру, заряжать детей своей энергией.

Для поддержания интереса можно объединить упражнения в комплекс единым сюжетом, меняя игровые приемы и мотивацию (например, отправиться в путешествие, кого-то спасать, идти в лес или зоопарк, поехать в деревню к бабушке). Но технику выполнения дыхательных упражнений необходимо выучить с детьми заранее, чтобы в процессе проведения игрового комплекса не терялась единая сюжетная линия. Для сохранения интереса и внимания маленьких дошкольников при организации игровых сюжетов в образовательном процессе можно использовать наглядность – декорации, костюмы.

При разработке комплексов надо учитывать:

- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;

- доступную степень сложности упражнения для детей разного возраста;

- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Комплекс дыхательных упражнений игрового характера для детей дошкольного возраста.

1. Ходьба.

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движений по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40 – 60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках,

Мы идём, как все ребята,

И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой – Чалой).

2. «Куры»

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки- «крылья» и опустив голову. Произносят «тах – тах – тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох. Повторить 3 – 5 раз:

3. «Самолет»

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «ЖЖЖ…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2 -4 раза в каждую сторону:

Расправил крылья самолёт,

Приготовился в полёт.

Я направо погляжу:

Жу – жу –жу.

Я налево погляжу:

Жу – жу – жу (Е. Антоновой – Чалой).

4. «Насос»

Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.

Повторить 4 – 6 раз:

Это очень просто –

Покачай насос ты.

Направо, налёг…

Руками скользя,

Назад и вперед

Наклоняться нельзя.

Это очень просто –

Покачай насос ты (Е. Антоновой – Чалой).

5. «Дом маленький, дом большой»

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустив голову – выдох с произнесением звука «ш – ш –ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох (у медведя дом большой). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

Повторить 4 -6 раз:

У медведя дом большой,

А у зайки – маленький.

Мишка наш пошёл домой

Да и крошка заинька (Е. Антоновой – Чалой).

6. «Подуй на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голова вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустив голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2 – 3 раза:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всё опять:

Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой – Чалой).

7. «Косарь»

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махам снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз – уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу – зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3 -4 раза:

Косарь идет косить жнивьё :

Зу – зу, зу – зу, зу – зу.

Идём со мной косить вдвоё м:

Замах направо, а потом

Налево мы махнём.

И так мы справимся с жнивьём.

Зу – зу, зу – зу вдвоём. (Е. Антоновой – Чалой).

8. «Цветы»

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете. (Е. Антоновой – Чалой).

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» 9головы) спрятались. Упражнение повторить 6 – 8 раз.

9. «Ёж».

Дети ложатся на спину (на ковер, руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.

Всё упражнения повторить 4 – 6 раз.

10. «Трубач»

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

Тру – ру –ру, бу – бу-бу!

Подудим в свою трубу.

11. «Жук»

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

Жж –у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу.

Необходимо, чтобы в проведение дыхательной гимнастики включались и родители. С ними мы должны провести подробные консультации по организации дыхательных упражнений и игр на развитие дыхания дома.

Надо помнить,что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ,в понимании важности,значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов «Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов» Юдина Наталья Владимировна ГБДОУ № 25 В жизни человеку приходится.

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников Воспитание здорового ребёнка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье.

Консультация «Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ» Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования,.

Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Забота о детях, их благополучии, счастье и.

Мандалотерапия как средство сохранения психического здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС Не секрет, что большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у.

Презентация на тему «Модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в течение дня в условиях детского сада»Презентация на тему «Модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в течение дня в условиях детского сада» Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Президент РФ В. В. Путин. В соответствии с ФГОС дошкольного образования,.

Проект «Дыхательная гимнастика для укрепления здоровья» Возраст: 2-3 года Продолжительность проекта: Долгосрочный (1 год) Раздел программы «Детство»: Здоровье Актуальность Работая с детьми младшего.

Семинар-практикум для родителей «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Тема «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Цель: формирование у родителей устойчивой.

Создание здоровьесберегающей среды как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Создание здоровье сберегающей среды, как средство развития предметно - развивающей среды у детей дошкольного возраста. Одной из главных.

Здоровый образ жизни воспитателя как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения укрепления здоровья дошкольников»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 21:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения укрепления здоровья дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Зиля Балабанова (УИ 533037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД