Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР»

Ирина Трунова
Консультация для воспитателей «Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР»

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед совершенствует и речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их, то есть те навыки и умения, которые были получены на логопедических занятиях.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах

Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых умений и навыков. Перед воспиталем группы детей с ОНР стоят коррекционные и общеобразовательные задачи.

Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных, так и на занятиях по познавательному развитию, художественно – эстетическому и трудовому развитию, и других видах самостоятельной и совместной с взрослыми детской деятельности.

Овладение воспитателем методами и приёма обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию и формированию речи дошкольников.

На занятиях рекомендуется использовать следующие приё мы и методы: объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала (который должен быть реалистичным, целесообразным, соответствовать возрастным особенностям, речевые упражнения, самостоятельная оценка собственной и сверстников речевой деятельности.

При проведении того или иного НОД педагогу необходимо находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приёмов, для повышения активности и самостоятельной деятельности детей.

При работе над пересказом (вид монологической речи, в группе для детей с ОНР воспитателю необходимо учитывать следующее:

- на первом этапе сформировать у детей подробному пересказу, затем выборочному, и на третьем этапе - творческому пересказу.

Подробный пересказ воспитывает навык последовательного полного изложения мысли.

Выборочный пересказ формирует умение отделять более узкую тему от общего текста.

Творческий пересказ воспитывает воображение, формирует умения и навыки использовать впечатления из собственного жизненного опыта и совё отношение к данной теме.

Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующее:

- высокую художественную ценность, идейную направленность;

- динамичность, лаконичность, образность изложения;

- чёткость и последовательность изложения. Развёртывания действий. Занимательность содержания.

Помимо этого необходимо учитывать доступность содержания литературного произведения, учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности детей.

При обучении детей пересказу, воспитателю необходимо использовать следующие методы и приё мы:

- дву и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ и рассматривание иллюстраций по произведению, речевые упражнения, точные указания педагога относительно выполнения того или иного задания. О правильном их использовании будут свидетельствовать результаты детей во время НОД.

Любому виду пересказ должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысла и выразительности. Это поможет детям овладеть причинно – следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен.

Следующей формой работы над формированием и развитием связной речи, является составление рассказов по картине.

Выделяют следующие виды НОД по обучению детей рассказыванию по картине:

- составление описательного рассказа по предметной картине;

- составление описательного рассказа по сюжетной картине;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту;

- составление рассказа с элементами творчества;

- завершение рассказа по готовому началу;

- прослушивание текста и нахождение в нём смысловых ошибок;

- составление рассказа – описания о любимой игрушке, или той игрушки, о которой мечтаешь или которую хочешь получить в подарок.

На занятиях с использование картины ставятся разнообразные задачи, которые зависят от содержания используемого материала:

- формировать у детей умение правильно понимать содержание картины;

- воспитывать чувства, которые вызывает та или иная картина;

- формировать умение составлять связный рассказ по картине;

- активизировать и расширять словарный запас.

К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются следующие требования:

- точная передача сюжета, целесообразность использования языковых средств, самостоятельность.

У детей формируются умения и навыки по описанию события, указывая место и время действия, придумывание того что было и того что ещё будет. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

Для коллективных рассказов необходимо подбирать картины с достаточным по содержанию материалом, в данном виде детской деятельности формируется и развивается чувства коллективизма.

Одним из важных заданий является, составление по картинам рассказов – загадок, которые можно использовать в разнообразных видах деятельности.

Таким образом, так как дети с ОНР испытывают затруднения при пересказе и составлении рассказа по картине, можно выделить основные направления коррекционной работы:

- составление предложений по двум предметным картинкам, с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными предложениями;

- восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку, одно или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах, отсутствует начало или конец предложения;

- составление предложений по «живым картинкам», с демонстрацией действий на доске;

- восстановление предложений по смысловой деформацией;

- отбор слов из названных педагогом, и составление с ними предложения.

Постепенно у детей формируются умения располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова.

Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и зависит от содержания, условий и форм общения ребёнка с окружающими.

Связная речь - это особая форма коммуникативной деятельности. У детей с ОНР это форма сама не формируется, это проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.

Публикации по теме:

Перспективный план учителя-логопеда на июнь дата Совместная деятельность игры и упражнения на свежем воздухе Индивидуальная коррекционная работа с детьми Методическая деятельность.

Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопунктаЗаботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ О РАБОТЕ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ Уважаемые родители! С детьми Вашей группы работает логопед Добрынина Эльвира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР»
Опубликовано: 8 мая 2014 в 20:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД