Получи документы

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»

Наталья Туйгунова
Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр мультфильмов, телевизионных передач и компьютерные игры.

Публикация «Консультация для воспитателей „Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка“» размещена в разделах

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачи приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Высказывания выдающихся людей о роли книг:

«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флёрина)

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое» (В. А. Сухомлинский)

«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаков)

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело : им решается участь человека» (В. Г. Белинский)

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами.

Предлагаем примерный перечень народных сказок для каждой возрастной группы:

Первая младшая группа

«Курочка ряба» (обр. К. Ушинского,

«Репка» (обр. К. Ушинского,

«Теремок» (обр. М. Булатова,

«Колобок» (обр. К. Ушинского)

Вторая младшая группа

«Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого)

«Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова)

«Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской)

«Маша и медведь» (обр. М. Булатова)

«Заюшкина избушка» (обр. О. Капицы)

«Лисичка со скалочкой»

Средняя группа

«Смоляной бычок», «Зимовье» (обр. И. Соколова – Микитова)

«Гуси –лебеди» (обр. М. Булатова)

«Жихарка» (обр. И. Карнауховой)

«Бобовое зёрнышко» (обр. А. Н. Толстого)

«Девочка Снегурочка» (обр. В. Даля)

«Лиса и журавль» (обр. А. Н. Толстого)

«У страха глаза велики» (обр. М. Серовой)

«Привередница» (обр. В. Даля)

«По щучьему велению» (обр. А. Н. Толстого)

«Петушок-золотой гребешок и чудо - меленка» (обр. М. Булатова)

Старшая группа

«Заяц - хвастун» (обр. О. Капицы)

«Бабушка, внучка да курочка» (обр. И. Карнауховой)

«Крылатый, мохнатый да маслянный» (обр. И. Карнауховой)

«Мороз, солнце да ветер», «Лисичка - сестричка да серый волк» (обр. М. Булатова)

«Сивка – бурка» (обр. М. Булатова)

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. М. Булатова)

«Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы)

«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)

«Мальчик – с – пальчик» (обр. А. Н. Толстого)

«Белая уточка» (обр. А. Афанасьева)

«Волшебное кольцо» (обр. А. Афанасьева)

«Липунюшка» (обр. А. Н. Толстого)

«Иван Царевич и Серый волк» (пересказ И. Карнауховой)

«Кузьма Скоробогатый» (обр. А. Н. Толстого)

«Морозко» (обр. М. Булатова)

Подготовительная к школе группа

«Царевна – лягушка» (обр. М. Булатова)

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)

«Снегурочка, пузырь, соломинка и лапоть», «Мороз Иванович»

(обр. В. Одоевского)

«Петух да собака», «Мужик и медведь», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (обр. И. Карнауховой)

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 10:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД