Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника»

Татьяна Офицерова
Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника»

Консультация для воспитателей "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника"

В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской Федерации, содержание общей образовательной программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, которые представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической развитии. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.

Публикация «Консультация для воспитателей „Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника“» размещена в разделах

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья среди детей. Медиками и педагогами продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:

1. Систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ

2. Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.

3. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.

4. Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети.

В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих технологий, обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в

различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и

стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ, коррекционные

технологии. Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями. Проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Хотелось бы привести несколько примеров используемых в своей работе.

Гимнастика пробуждения после ночного или дневного сна стала разумной альтернативой традиционной зарядке. Целью гимнастики пробуждения является создание педагогом таких двигательно-игровых условий, при которых ребенок смог бы естественным образом перейти из состояния сна, покоя, небытия к состоянию оптимальной психофизической готовности. Проводится в виде ситуационной мини-игры, двигательно-игровой сказки, посредством образных движений. Такой разумный переход из одного состояния в другое позволил сохранить позитивный эмоциональный фон, избежать возбуждающего стресса, постепенно подготовиться к активным учебным действиям первой или второй половины дня.

В идеале гимнастика пробуждения должна начинаться на кроватях дома под руководством родителей, после чего дети отправляются в детский сад в необходимом тоническом состоянии. Однако этот вариант не может быть гарантирован – поэтому гимнастика пробуждения выполнялась под руководством педагога уже в ДОУ. Утренняя гимнастика пробуждения, в зависимости тот времени года и погодных (температурных) условий проводилась на улице (на площадке, мини-стадионе, любом другом подходящем для этого месте, а также в помещении (в групповой комнате, в музыкальном или физкультурном зале).

Гимнастика пробуждения после дневного сна всегда проводилась в условиях спальни, на кроватях или с использованием межкроватного пространства (в зависимости от конструкции кроватей и интерьера спальни) сразу после тихого часа. Здесь необходимо учесть основные типы отдыха ребенка (не спящие вообще, нестабильно спящие, крепко спящие, чтобы постепенно вовлекать детей в процесс пробуждения. Для гимнастики пробуждения подходят как раз такие спокойные, мягкие, «кошачьи» движения в состоянии оптимальной (равномерной) нагрузки на позвоночный столб.

«Забавные физкультуринки» – новая, более гибкая и демократичная форма гимнастики пробуждения. Ее отличие от гимнастики пробуждения заключается в том, что в работе с детьми педагог теперь не использует единый игровой сюжет (поскольку дети приходят в детский сад по-разному, также как просыпаются они днем не все одновременно, а постепенно).

Под «забавными физкультуринками» подразумеваются отдельные игровые упражнения, не связанные друг с другом по сюжету, желательно, с веселыми, юмористическими названиями. Удобны для проведения как в помещении, так и на улице. Использовались в качестве динамической разминки в процессе относительно долгой учебной статической деятельности. «Забавные физкультуринки» отличает их веселость, радостность – именно здесь педагог в полной мере может реализовать такой важный для дошкольной педагогики клоунада-стиль (мим-стиль) (по Н. Н. Ефименко, скомороший стиль (по В. Т. Кудрявцеву).

Одной из модифицированных форм физкультурно-оздоровительной работы являются физкультурные развлечения в их новом методическом воплощении – это малая форма, проводимая обычно в виде единой ситуационной мини-игры, в которой обязательно должны присутствовать элементы состязательности (самим с собой) или соревновательности (друг с другом, команды с командой). Желательна также предметно-манипулятивная деятельность: с мячами, кубиками, обручами, гимнастическими палками, вращающимися дисками, эстафетными палочками, ленточками, скакалками, шариками и т. д. Под «волшебным действием детей» предметы как бы оживают и становятся равноправными участниками игрового действия («ловкий обруч», «стул-непоседа», «любопытный мяч» и др.). Физкультурные развлечения проводились как в помещении, так и на улице особенно характерны они для летнего оздоровительного периода.

Физкультурная сказка – это новый тип занятия по физической культуре, в основу которого положен спектакль, целостное игровое действо с хорошо продуманным методическим и литературным сюжетом. Здесь есть увертюра, развитие сюжета, его кульминация и послесловие, мораль. Это – «Театр физического воспитания». Такие физкультурные сказки разрабатывались педагогом на основе больших тематических игр. Они были увязаны с календарем, государственными праздниками, значимыми датами, региональными особенностями, а также другими образовательными направлениями: «Осень золотая», «Бородинское сражение», «Новогодняя сказка», «Весна-красна», «В мире животных», «Будь здоров!» и т. д. Именно в этой форме наиболее полно может быть учтен принцип сопряженного психофизического развития.

Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Литература:

1. Бальсевич В. К. Конверсия главных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1997. - №. 6. – С. 21-25.

2. Безденежных Г. А. Педагогические инновации в физическом воспитании в дошкольном образовании: понятия, перспективы и направления развития // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т. 2. — С. 74-76.

3. Чернышенко Ю. К. Подготовка кадров по дошкольному физическому воспитанию // Актуальные трудности физической культуры: Матер. Регион. Научн. -Практ. Конф. – Ростов-на-Дону, 1995.

4. Чернышенко Ю. К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. – Краснодар, 1997.

Публикации по теме:

Инновационные подходы используемые в развитии детей в ДОУ. В своей работе я использую разные подходы к развитию детей,ну сегодня хочу вам рассказать о инновационных подходах. Инновация – это нововведение.

Инновационные подходы к правовому воспитанию детей дошкольного возраста В настоящее время для эффективной работы дошкольных учреждений актуальным является деятельность в инновационном режиме, в постоянном поиске.

Инновационные подходы в образовательном процессе станции юных натуралистов «Жить – значит сделать художественное произведение из самого себя» Федор Достоевский Наши дети не готовятся к будущей жизни – они живут.

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов,.

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской Федерации, содержание общей образовательной.

Консультация для воспитателей «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста» Тема: «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием.

Семинар воспитателей «Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС» Семинар воспитателей Тема: «Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС». Тема сообщения Корецкой М. Н. к семинару:.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,.

Инновационные подходы в организации воспитательного и образовательного процесса В течении двух последних лет я занимаюсь проектной деятельностью с детьми сначала среднего, а затем и старшего дошкольного возраста. Проектирование.

Эссе «Инновационные подходы в управлении. Мои маленькие достижения!» Конкурс "Педагогический дебют - 2016" Профессия педагога была близка мне еще со школьной скамьи. Будучи старшеклассницей, находила время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника»
Опубликовано: 22 мая 2017 в 17:26
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД