Консультация для воспитателей «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста»

Марина Цвецых
Консультация для воспитателей «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста»

Тема: «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста.

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизни радостным и крепким.

Театрализованные игры.

Театрализованная игра это один из видов сюжетно ролевой игры.

Специфика и виды театрализованных игр меняются с учетом возрастных групп.

В старшем возрасте дети продолжают развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям песням, используя для этих целей кукол, и другие игрушки. Костюмы и декорации.

Учатся чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать взаимодействие с другими персонажами.

Учатся создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов.

Театрализованная игра детей в подготовительной группе имеет мощный познавательный мотив, который реализуется благодаря созданию возможностей для достижения успеха в драматизации.

Дети этого возраста уже способны самостоятельно организовывать театрализованную игру, выбирать сказку, стихотворение, песню. Широко используется детьми разные виды театра: теневой, пальчиковый, кукольный.

Дидактические игры.

Дидактическая игра – это обучающие игры. Их основное назначение- способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков развитию умственных способностей.

Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила.

Все дидактические игры можно разделить на три основные группы:

1. игры с предметами;

2. настольные (настольно-печатные) игры;

3. словесные (вербальные) игры.

Игры с предметами :предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи - фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.,

Настольно-печатные: «Кому что нужно для работы», «Геометрическое лото», «Семь в ряд», «Растет, цветет и зреет», «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Подбери по цвету», домино, мозаика.

Словесные игры: «Кто это?» — определение профессии по действию. Например: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

«Что делает?» — определение действий людей разных профессий.

Например: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр?

«Назови что-нибудь деревянное (металлическое, резиновое, меховое и т. п.)» — подбор предметов по материалу или по какому-либо другому признаку.

Дети могут назвать: стол, стул, шкаф, полка, кубики (деревянные предметы); ножницы, чайник, кастрюля, утюг (предметы из металла); калоши, ботики, мяч (резиновые предметы) и т. д.

«Назови какой» — подбор определений. Например: какой хлеб? Какая скатерть? Какая тарелка? Какой дом? Какое платье?

«Кому что нужно?». Например: что нужно прачке для стирки? Что нужно почтальону? Что нужно школьнику взять с собой в школу?

Игры-соревнования с многоместными материалами, башнями сложной формы с большим количеством колец, наборами геометрических фигур и тел: «Кто быстрее разберет и соберет матрешку», «Кто первый построит башню», «Кто быстрее разложит геометрические фигуры» и др. «Какой предмет загадали», «Похож — не похож», «Да—нет», «Кому что нужно», «Назови три предмета», «Кто больше заметит», «Бывает— не бывает», «Фанты», «Где мы были, мы не скажем» и др.

Подвижные игры. Использовать разнообразные по содержанию игры: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, игры с элементами соревнования для совершенствования основных движений детей, развития физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, умений ориентироваться в пространстве) — «Волк во рву», «Быстро возьми, быстро положи», разного рода «Ловишки»; добиваться точности движений, развивать глазомер, меткость — «Школа мяча», кольцеброс, серсо и др.

Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет содержание роли.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей

Для возникновения и развития сюжетно – ролевой игры необходимо наличие у ребенка знание об окружающих его предметах (об их свойствах, качествах, назначении, событиях и явлениях общественной жизни.

Большое значение имеет развитие навыков самоорганизации. Прежде чем начать игру ребенок должен самостоятельно выбрать тему и роль, определить какой строительный материал и какие игрушки необходимы ему для игры. Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила эти обусловлены содержанием сюжета, его развития, они придают устойчивость сюжету.

Строительно-конструктивные игры

Педагогическая ценность конструктивной деятельности заключается в том, что она развивает способности ребенка, его творческие умения. Значение этой деятельности отчетливо выступает в свете учения И. П. Павлова и И. М. Сеченова о роли двигательного анализа.

Упражнение ребенка в решении разнообразных конструктивных задач развивают творческую строительную игру.

Строительная игра многообразна: иногда ребенок подражает в неи строительной деятельности взрослых. В таких играх ребенок берет на себя роль рабочего – строителя, но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда реализует и неясные еще образы фантазии.

Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей.

Детское строительство само по себе носит игровой характер, поэтому принято употребление понятия строительная игра. С ролевой игрой ее сближает активная деятельность воображения, игровой замысел, эмоции радости сопровождающие игру.

Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.

Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности.

Большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Значение хлеба в жизни человека» В нашем детском саду мы с детьми рассматривали тему «Хлеб – всему голова». Предлагаем Вам материал о том, как познакомить детей с самым.

Консультация для родителей «Игры на развитие речи с детьми старшего дошкольного возраста» В старшем дошкольном возрасте следует уделить внимание подготовке к школьному обучению, кому - то потребуется год, а кому - то надо и два.

Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» консультация для воспитателей Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей.

Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Подготовка и проведение праздников в группах старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Подготовка и проведение праздников в группах старшего дошкольного возраста» Подготовила Воспитатель.

Консультация для воспитателей «Роль логико-математических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста» Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, он каждый день открывает для себя окружающий мир с радостью и удивлением. Наша задача как.

Консультация для воспитателей «Словесные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Актуальность Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным.

Значение режима в воспитании старшего дошкольника. Соблюдение режима дня – это необходимое условие здоровья, физического и психологического благополучия ребенка. Режим дня — это четкий распорядок.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольного возраста. Модель сюжетно-ролевой игры «Сбербанк»Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольного возраста. Модель сюжетно-ролевой игры «Сбербанк» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - Детский сад №221» г. Пермь. Воспитатель: Антонова.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 января 2017 в 16:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 апреля. День простого карандаша на МААМ

Такому непростому простому карандашу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы сделать простой карандаш инструментом детской продуктивной...

20 апреля. День кукольной одежды на МААМ

На занятиях это тематического дня можно познакомить детей с разновидностями одежды – по полу, сезону, предназначению. Обратить внимание на детали одежды: рукава, воротник, манжета, пуговицы, карманы,...


Горячие темочки