Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ для дошкольников»

людмила пархоменко
Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

При формировании базиса личностной

культуры рождаются и развиваются

такие главные образующие личности,

как воображение и основанное на нем

творчество, потребность ребенка

активно действовать в мире.

(Концепция дошкольного воспитания)

Вчера нужен был человек исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Что такое творчество? Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. А целью технологии ТРИЗ является формирование у ребенка сильного логического мышления и развитие полноценных творческих личностей. В детском саду ТРИЗ подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Ребенок мыслит постепенно и задача педагога – помочь, а не заставить. Не давить на ребенка такими словами «это не правильно», «думай сам», «давай скорее».

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование технологии ТРИЗ для дошкольников“» размещена в разделах

Творчество в ТРИЗЕ принято делить на пять уровней. Первый и второй уровни не творческие. В них возникает противоречие, которое нужно решить. Третий, четвертый и пятый уровни – творческие. Если мы хотим научить дошкольников творчеству, то надо давать задания, начиная с третьего уровня, чтобы было противоречие для разрешения. Нужно обучать детей анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.

В дошкольном возрасте ребенок получает большое количество необходимой ему информации, и важно не упустить столь благодатный момент, дать установку на саморазвитие личности. Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимум затрат достигать максимального эффекта. Обучение проводится с помощью сказок, игр, различных тестов, которые и составляют систему развития творческого воображения на базе ТРИЗ. Вернемся к первому этапу работы – научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Например: предложить ребенку найти общее между деревом и цветком. Ответ: «И цветок и дерево растут в земле, их греет одно солнышко, поливает дождик. Цветок может расти на дереве во время цветения». На втором этапе мы учим изобретать, что из дерева можно построить стул красивый, а из цветков сварить варенье. На третьем этапе – придумываем сказки, решаем сказочные задачи: «строим для лисы домик, чтобы она не выгоняла петушка». На четвертом – угощаем ее вареньем, чаем из цветков. На пятом – «лиса предлагает дружбу петушку».

Работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик – особый этап работы с использованием ТРИЗ. Одна из таких методик – моделирование сказок. Вначале необходимо научить детей составлять сказки по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, она должна стать началом детской фантазии. Возьмем к примеру черный домик (это может быть домик Кащея, бабы Яги, а черный потому, что там живет кто-то злой). На следующем этапе можно предложить несколько карточек уже с готовым схематическим изображением героев (сказочные персонажи, животные, явления, объекты). Детям только надо сделать выбор и придумывание пойдет быстрее. Когда дети усвоят упращенный вариант работы со схемами в сказке, они уже могут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

Можно использовать такой метод как спасательные ситуации в сказках. Это поможет сочинить множество сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход, а это порой не просто. Нужно давать ребенку ошибаться и «ошибаться самим», чтобы искать вместе выход.

Рассмотрим еще один метод – знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, создает условия, когда главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства. Например, герои сказки «Колобок» попадают в Африку. Животным жарко, чем можно им помочь? «Нарисовать море или пальму высокую, пушистую, чтобы звери могли отдохнуть под ее тенью. Затем они знакомятся со львом, жирафом, крокодилом и получают знания об этих животных, об Африке, рисуют их, вырезают, сочиняют концовку сказки.

И так ТРИЗ – это игры каждый день, на которых дошкольники смеются, поют, удивляются, кривляются, сочиняют. Наша задача так увлечь детей, чтобы у них блестели глаза, развивалась фантазия, наблюдательность, внимание. А это постоянный поиск. Поиск решения вместе с детьми. Тогда они раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Развитие креативности старших дошкольников в самостоятельной двигательной деятельности Согласно требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная программа должна соответствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ для дошкольников»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 12:49
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем людмила пархоменко (УИ 84180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД