Исламия Суслопарова
Развитие креативности старших дошкольников в самостоятельной двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная программа должна соответствовать принципу развивающего образования. Одним из компонентов данной программы является образовательная область, включающая в себя и физическую культуру, содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. В результате действий данной программы получаем физически развитого, овладевшего основными культурно-гигиеническими навыками ребенка. У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Публикация «Развитие креативности старших дошкольников в самостоятельной двигательной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Здоровый ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем успешнее идет формирование. Согласно исследованиям отечественных и зарубежных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Ж. Пиаже, движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.
Важная задача физического воспитания – поиск эффективных средств для формирования способности действовать самостоятельно на физкультурных занятиях, досугах, спортивных праздниках.
Согласно Э. Фромму: «Креативность - способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях». Двигательное творчество – составная часть культуры движений. Возможно ли оно в дошкольном возрасте? Ответ однозначен:не только возможно, но и необходимо. Есть очень простое средство не допускать трафаретности в движениях, играх, дать детям исследовательские возможности, создать условия для самостоятельного приобретения двигательного опыта в разнообразной двигательной среде. Для этого необходимо максимально сблизить и интегрировать два вида детской деятельности – развитие движений и игровую деятельность.
Самостоятельная двигательная деятельность детей свидетельствует о степени овладения двигательными умениями. В свободной деятельности дети могут применить полученные навыки. Таким образом, развиваются саморегуляция, коммуникативные навыки, и, кроме того, ребенок получает дополнительную двигательную нагрузку. При этом необходимо соблюдать условия для формирования самостоятельной двигательной деятельности : включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры, развитие у детей осознанного отношения к выполнению движений, создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Поставленные задачи решаются в три этапа. На первом этапе приоритетами по приобщению детей к физической культуре стало творческое осмысление эталонов движения. При освоении основных движений стала чаще использовать игровой образ. Так, например, осваивая лазанье по гимнастической стенке с переходом с пролета на пролет, дети обыгрывают образы: «Медвежата ищут мед», «Птицы отдыхают на скале»; прокатывание мяча между предметами: «Угощаем мышек сыром», «Орешки для белочки». Кроме этого, для развития самостоятельной двигательной деятельности и двигательного творчества большое значение имеют условия в детском саду. За основу взят принцип сочетания спортивной среды с предметно-игровой. Все оборудование спортивного уголка может и должно использоваться в сюжетных играх. Так, например, обруч- трюм корабля, вход в древнюю пещеру и многое другое; мячи - пушечные ядра, балласт на воздушном шаре. Причем дети настолько увлекаются игрой, что порой их образы бывают достаточно неожиданными: дорожка- балансир – вход на корабль, гимнастическая палка – багор для причаливания лодок и другое.
На втором этапе решаются задачи по развитию способности к двигательной импровизации. Используются игры «Подводная экспедиция», «Путешествие по реке», «Скульптор», «День непослушания».
Третий этап включает в себя задачи на развитие способности к двигательной режиссуре. В игре ребенок не только воспроизводит социальные отношения взрослых, но и экспериментирует с их воображаемыми позициями. Развитие в этом процессе двигательного воображения (в том числе и умения «входить в образ»)становится основой для одухотворения и осмысления движения; тем самым закладывается существенная предпосылка формирования произвольной моторики. Для подготовки детей к самостоятельному и творческому выполнению определенных двигательных заданий была выбрана следующая тактика: предоставлять детям на занятиях больше свободы, создавая тем самым предпосылки проявления самостоятельности, инициативы, творчества.
Возможность выбора, создавая условия для занятий разными движениями с разным инвентарем; возможность работать в команде (парами, звеньями, подгруппами, укреплять социальный статус в группе сверстников, обращать внимание ребенка на себя, на собственные ощущения при выполнении придуманного им самим двигательного задания и при выполнении предложенного задания взрослым. Предоставление старшим дошкольникам свободы выбора упражнений и двигательных заданий стало предпосылкой проявления ими активности, инициативы, самостоятельности. Возможность выбора способствовала устойчивому интересу к занятиям.
Хороший уровень физического развития придает дошкольнику силы и уверенность в себе, делает его жизнерадостным, активным, самостоятельным, способным на творческие свершения, позволяет противостоять болезням.
Исходя из всего этого можно сделать следующее заключение: развитие самостоятельной двигательной деятельности позволяет изменить мотивационно- смысловые позиции старших дошкольников. Обогащение мотивов учения и познания в двигательной деятельности ведет к расширению мотивационной сферы личности ребенка, появлению мотивов к творческой двигательной деятельности, самоутверждению достоинства личности и формированию личностной компетентности в процессе физкультурно – оздоровительной деятельности.