Екатерина Мазурова
Консультация для воспитателей «Как вырастить мыслителя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ужасно интересно, все то, что неизвестно…»
Как вырастить мыслителя.
Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Всем мы знаем, что самый эффективный способ ускорить развитие ребёнка - это поддержать искренний интерес к миру, который его окружает, желание с удовольствием, чему - то учиться. Но дошкольники не могут познавать или придумывать по требованию, они запомнят, поймут, усвоят только то, в чем испытывают практическую необходимость на данный момент. Л. С Выготский писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни». И значит наша задача - наполнить опыт ребёнка более яркими впечатлениями и представлениями.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как вырастить мыслителя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Всё, о чём мы хотим рассказать детям, воспринимается ими не всегда с желанием и с интересом. «Дети, надо беречь природу, - говорим мы. И, наверняка, наш рассказ о бережном отношении ко всему живому далее будут слушать только стены или трое детей из всех присутствующих двадцати пяти. А если мы спросим: «Почему исчез саблезубый тигр? или Почему тень ходит за нами?» То к вопросу прислушаются уже больше пяти человек, а это создаст уже обстановку живого общения и коллективного мышления и тем самым присоединятся ещё несколько детей. Одним из эффективных методов и результативных методов познания для дошкольников является экспериментирование или исследование. Когда знания не даются готовыми, а их надо добыть самим, сделать вывод и записать, тогда они усваиваются и запоминаются.
Для того, чтобы знания у детей накапливались постепенно, проще усваивались, мы решили все наблюдения, исследования выстроить в систему и переходить од оного объекта к другому после логического завершения. Но в разное время года возвращаться к некоторым для сравнения, поскольку это объекты природные.
Следует отметить. Намеченные нами объекты и методы мы проводим одновременно в двух группах: в разновозрастной, дети 3-7 лет и коррекционной 5–6 лет. Тем самым, тоже экспериментируем, выявляя, как и на сколько продуктивно усваиваются детьми разного возраста добытые знания.
Первый блок
Солнце и всё что связано с ним: его свет, тепло, отражение в зеркале. Лето, прекрасное время для экспериментов и изучения именно солнечного тепла и света. Обычная прогулка, подвижная игра и мы с детьми замечаем длинные тени. Они бегут за нами и исчезают только под укрытием. Почему? Почему у Вани тень такая, а Вари другой формы. Давайте померим, у кого тень длиннее? Как узнать? И, вообще, это возможно, измерить тень? Дети по предложению воспитателя пытаются применить разные способы: и палочками и лопатами, и проводить черту. После некоторых попыток мы приходим к выводу, что у воспитателя тень длиннее всех, потому что она выше. И тогда проверяем на других предметах разной высоты. Вот так, казалось всё просто, но эмоции и споры, желание дойти до истины бурлили среди ребят и привлекали других.
Важно в этот момент поддерживать любознательность, чтобы число вопросов росло, но они не оставались открытыми.
В процессе исследований мы предположили, что солнце движется и тень тоже поворачивается и убедиться в этом нам помогли солнечные часы. Это было уже следующим этапом и на другой прогулке. Почему? Потому что сначала мы решили изготовить солнечные часы, привлекая папу воспитанника. Потом вместе с детьми наклеивали циферблат, как у настоящих. Дети участвовали и в создании часов и в эксперименте с ними.
Не форсировать события, проявлять терпение к более медлительным и давать возможность всем проявить себя и высказаться. Приём коллективного прослушивания и рассуждения даётся не сразу, «выскочки» не ждут своей очереди, но тоже учатся слушать и слышать других.
Очень интересно, когда дети сами придумывают символы для записи результата. Предложений поступает очень много, и ведётся не один, а два и три журнала.
В процессе дети узнавали, что нагревается быстрее, белое или красное. Влияет цвет на скорость нагрева или нет. В каком сосуде быстрее нагревается вода? Отмечать графически результаты своих наблюдений стало уже проще. Мы сообща создали таблицу условных знаков, которую уже никто не оспаривал, а применял в записях.
Где быстрее высохнет водяной рисунок, на асфальте или на песке. Как вы думаете. Да, мы тоже думали, что на асфальте, но результат был другой. Он не давал мне покоя, я думала о том. Что, наверное, на песке ветер помог высушить рисунок. И тогда мы поместили наши рисунки в одинаковые условия. И результат оказался тем же самым. «Я думала, что асфальт высохнет быстрее, потому что он более гладкий, а песок рыхлый, - говорю я детям, - значит песок впитывает воду, и поэтому рисунок высыхает быстрее». С этим вопросом мы обратились к родителям. Некоторые родители на даче повторяли наши эксперименты и тоже были удивлены.
Наши наблюдения будут лежать до зимы. Мы проверим, на сколько быстрее на солнце тает снег и лёд. Сделаем фотокадры наблюдений с перерывом в 5-7 дней и поймём, почему у ствола у дерева тает снег быстрее и получается ложбинка. И обязательно записи в журнале наблюдений будут просматриваться детьми, а выводы и знания будут глубже.
Важно! Чтобы детская инициатива и желание рассуждать не гасла и исходила от детей. Стимулировать поддерживать инициативу, а как ты думаешь, молодец, что догадался, точно, вод это да, а интересно, почему? Нам на помощь пришёл метод Оскара Бренифье - принципы хорошего вопроса. Первый – простота вопроса, второй принцип – вы должны показывать и быть заинтересованы в том, что думает и что говорит собеседник.