Приложение МААМ

Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы

ЕкатеринаЩербина
Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей : «Комплекс упражнений для совершенствования голосо - речевых навыков».

Учитель-логопед Щербина Е. Б.

2016г.

14слайд 1) Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "сту-пенькой является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения : встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с., а затем осуще-ствляем вдох через нос и выдох через рот.

Публикация «Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы» размещена в разделах

2) Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем уд-линяем выдох до 10 и 15.

3) Долго произносим звук [м], направляя его как бы в маску, с целью, нахо-ждения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечево-го пояса, живота были расслаблены.

15 слайд. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:

1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм"; 2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм"; 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв"; 4. кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз"; 5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".

16 слайд 5) Произносим слоги "ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры" с поворо-тами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.

17 слайд 6) Упражнения основного комплекса органично дополняет ком-плекс парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Парадокс её заклю-чается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения "тяжести в голове"; ак-тивизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой включают следующие реко-мендации: думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный; вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага, выдох - ре-зультат вдоха, надо стараться не замечать выдоха, он должен быть естествен-ный, пассивный, самопроизвольный. Комплекс включает следующие упраж-нения :

"Повороты головы" - исходное положение: встать прямо. Повернуть голову вправо и сде-лать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко "понюхать воздух" слева. Выдох происходит во время поворота головы, однако внимание на нем не акцентируется. И так 16 движений. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не движутся вслед за головой и не поднимаются.

"Тянем канат" - исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто что-то тянем, сделать короткий шумный вдох, вернуться в исходное положение.

"Обними плечи" - исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха руки расходятся в разные сто-роны. В этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.

18 слайд 7) Для тренировки мышц артикуляционного аппарата мы пред-лагаем комплексы артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде "сказок о весёлом язычке". Комплексы можно выполнять вместе с детьми:

Жил был дружок весёлый язычок (высунуть широкий язык) в своем малень-ком домике (улыбнуться, показав зубы). Утром язычок выходил на крылечко (положить язык на нижнюю губу, смотрел вверх (потянуть кончик языка к носу, светит ли солнышко, вниз (потянуть язык к подбородку, высохли ли лужи (упражнение выполняется 6-8 раз, играл на дудочке (вытянуть губы в трубочку 6-8 раз) и к его домику сбегались веселые пони (поцокать язычком). На пони язычок ехал к тётушке, которая встречала его приветливой улыбкой (улыбнуться). Тётушка пекла блинчики (высунуть язык пошлёпать по нему п-п-п-п-п, которые язычок очень любил есть с клубничным вареньем (облизать губы). Во дворе у тётушки жил хомячок (перекатываем воздух из одной щеки в другую, язычок любил играть с хомячком (упираем язык то в правую, то в левую щеку) и дразнить индюка (пошлепываем по верхней губе бл-бл-бл). Вечером за язычком приходила мама и пела ему песенку (пропеть аааааааааа, язычок улыбался (растянуть губы на улыбку) и засыпал (зевнуть с закрытым ртом).

19 слайд 8) Для развития силы голоса мы предлагаем произносить звук [у], имитируя различные ситуации:

• гудит пароход, который находится далеко в море;

• гудит пароход, который стоит у причала;

• свистит паровоз, который подходит к станции;

• свистит электричка, которая проносится мимо станции.

20 слайд Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных ору-дий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая ок-рашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения :

"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произно-ся дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.

"Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя вы-соту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора

"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] - высоким

"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж:седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по сту-пенькам.

22слайд Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи мы рекомендуем последующий комплекс :

прочитать скороговорку: " Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:

• вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.

• вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой бе-седе.

• вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.

• вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:

поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:

прибавляет ход: туктуктуктуктук:

мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики. так-чики:

замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук:

11) Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необ-ходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализа-тора : хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Да-лее приводим упражнения на развитие всей мелодико-интонационной сторо-ны речи:

Произнести с интонациями радости, удивления, восхищения скороговорку:

Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.

Произнести с интонациями порицания, печали, безразличия скороговорку:

Зимой бы съел грибок, да снег глубок.

Произнести с вопросительной интонацией скороговорки:

Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?

Проворонила ворона вороненка?

Около колодца кольцо не найдется?

Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией во-проса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:

Воет ветер в степи огромной? - Воет ветер в степи огромной

Собирала Маргарита маргаритки на горе? - Собирала Маргарита маргаритки на горе и др.

Прочитать стихотворения, повышая на пол тона каждую строчку, как бы идя вверх по лестнице, чтобы звук голоса усиливался :

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А. К. Толстой.

Прочитать заданный текст с интонациями удивления, страха, восхищения: "Уля ли я ли? Ульян ли я ли? Оля ли я ли? Осип ли я ли? Аля ли я ли? Алик ли я ли? Эля ли я ли? Эдик ли я ли? Или я Ирина? Или я Илья?".

Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Тре-буется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные уп-ражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обра-титься к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упраж-нений поможет воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые воз-можности, что повысит эффективность их работы.

Рекомендуемая и использованная литература:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у де-тей. - М., 2005-192c.

2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой в 2-х частях ч. 2 - М., 1988 - 280с.

3. Зарицкий Л. А, Тринос В. А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия - Киев, 1984-165c.

4. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстрой-ствах голоса - М., 1961-51c.

5. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса - М., 1989 - 54с.

6. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992-319c.

7. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных на-рушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М., 1990-21c.

8. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007 - 144с.

9. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003 - 304с.

10. Максимов И. И. Фониатрия. Изд. Медицина - М., 1987-286c.

11. Пекерская Е. М. Вокальный букварь - М., 1996 - 126с.

12. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М., 2005-160c.

Публикации по теме:

Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста «И сколько хочешь радуйся, играй на все лады» Веникова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4» Уважаемые родители! Помните.

Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста 1 этап: Дидактическая игра «Чайник» Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу. Я - чайник, ворчун, Хлопотун, сумасброд,.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.

Комплекс упражнений при нарушении осанки (для занятий в домашних условиях) Цель: Укрепление мышц спины, плечевого пояса и живота. - Укрепление следует проводить ежедневно, желательно 2 раза в день – утром и вечером.

Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом — ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.

Консультация для воспитателей «Использование музыкально-речевых игр в работе с дошкольниками» Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ Автор: Марина Ромахова Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить. Развитие речи.

Памятка для воспитателей II младшей группы. Профилактика речевых нарушений. Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы
Опубликовано: 26 марта 2017 в 19:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы» (включая файлы) размещена пользователем ЕкатеринаЩербина (УИ 422490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД