Екатерина Этигарова
Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с семьей по формированию у ребенка мотивации к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренним мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует к самореализации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимодействие ДОУ с семьей по формированию у ребенка мотивации к чтению“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают просмотр телевизионных передач и компьютерные игры, вместо прочтения книг. Они овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Тем не менее изучение художественной литературы остается значимым аспектом в воспитании и развитии детей. Ведь дети - это наше будущее, ее интеллектуальный, нравственный, духовный потенциал.
Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве. Потому что этот возраст более эмоциональный и восприимчивый.
Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.
Что читать детям?
Сначала, пока ребенок только слушатель, он любит слушать и читать то, что любят и помнят из своего детства его родители. Когда ребенок приходит в детский сад, перед ним открываются новые возможности знакомства с детской литературой. Будучи зависимым от взрослых, ребенок именно от них узнает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы.
Важнейшей задачей воспитателей и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса.
Работая по программе «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой мы используем примерный список литературы для чтения детям в соответствии с возрастом. Список данной литературы можно разместить в родительском уголке. Так родитель сможет знать, что читать своему чаду. С чего начать первое чтение, так как все произведения должны соответствовать возрасту ребенка.
В каждой группе в нашем детском саду создан мини-музей, посвященный сказкам разных писателей, поэтов и русско-народным сказкам. Все экспонаты выполнены собственноручно воспитателями и родителями. Выполняя работу по наполнению музея, ДОУ тесно взаимодействует с родителями, которые оказывают помощь. Соответственно и ребенок, видя весь процесс выполнения экспонатов (помогая родителям, проявляет интерес к тому произведению, из которого данный герой. Ребята очень рады, когда их совместную с родителями поделку воспитатель использует на занятие, испытывают гордость.
В таком случае воспитателям необходимо вовлекать в процесс создания мини-музеев всех родителей. Это даст возможность заинтересовать детей в прочтении произведений, экспонат которого он (она) выполнял (а) с родителями.
Как читать детям?
Здесь тоже есть правила, с которыми мы просто обязаны познакомить родителей. Знакомство также происходит через консультации, индивидуальные беседы, анкетирование родителей.
Советы родителям:
Малыши изучают книги по-разному, используя все доступные для них способы. Пока они не умеют читать сами или пока читают плохо, им важно всё: тембр вашего голоса, то, как вы произносите слова, с какой интонацией и скоростью, картинки, сюжет. От вас требуется найти те способы, что больше всего побуждают интерес малыша к чтению
Чтение вслух – почему оно так полезно?
Ваша выразительная речь помогает ребнку узнавать и заучивать новые слова, что ускоряет развитие речи и обогащает словарный запас. У малыша расширяется кругозор, активизируется воображение, и идт развитие образного мышления. А ежедневно читая ребнку короткие стихотворения, вы стимулируете развитие его памяти, так как со временем он начинает повторять их за вами и постепенно заучивает их наизусть.
Начинайте читать вслух как можно раньше
Ждать, пока ваш малыш возьмт сам книгу в руки, не стоит — лучше начните ему читать как можно раньше. Читать книги можно даже новорожднным. Конечно, они вряд ли поймут, о чм идт речь, зато начнут понимать, как проходит процесс чтения и научатся слушать. Ребнок будет различать мимику и интонацию, осознавать, как они связаны с текстом. К тому же, услышав ваш голос, малыш будет ассоциировать чтение с положительными эмоциями.
Выбираем нужный момент
Пока ребнок сам не просит вас почитать ему, подходящий момент вы будете выбирать на интуитивном уровне. Не заставляйте малыша слушать книгу насильно, иначе это будет восприниматься ребёнком как пытка. Даже когда вы просто возьмте в руки книгу, ребнок может начать капризничать, проявлять негативные эмоции и даже агрессию.
Если вы заметили, что во время чтения ребнок начал отвлекаться, на время отложите книгу в сторону и займитесь чем-то ещ. Не стоит переживать, если периодически у ребнка пропадает интерес к книге — пока ему сложно долго концентрироваться на одном занятии.
Домашние обычаи
Придумайте собственные домашние традиции и обычаи, связанные с чтением и отделите их от других занятий. Например, приучите ребнка, что книжки хранятся на отдельной полке, не являются игрушками, и к ним необходимо бережное отношение.
Перед началом чтения используйте одну и ту же «волшебную фразу», которая означает, что сейчас — время чтения книг. Возможно, ребнку будет комфортнее сидеть рядом с вами или, возможно, стоит посадить его на колени. Таким образом вы эмоционально сближаетесь с ребёнком.
Пользуйтесь возможностями
Существуют интерактивные книжки с объмными изображениями: в них вырастают замки, герои оживают и двигаются, нарисованные люди и животные могут разговаривать, смеяться, мяукать, хрюкать, лаять, если на них нажать. Это прекрасный способ увлечь малыша — расскажите ему, кто изображн на страничке. Но чересчур сильно интерактивными картинками не стоит увлекаться — процесс не должен заменять чтение.
Чтение как игра
Сделайте из процесса чтения небольшое представление. Можете представить себя и ребёнка героями книги. Читайте как можно выразительнее, меняя интонацию, тембр голоса, читаем быстрее/медленнее для каждого персонажа. На монотонном одноголосом чтении малышу сосредоточиться сложно, поэтому подключайте эмоции, меняйте выражение лица.
Пусть малыш почувствует себя вовлечнным в сюжет книги. Читая, обращайтесь непосредственно к ребнку, чтобы привлекать его внимание и сохранять интерес к чтению. Если текст вам кажется сложным — упростите его, пересказав более простым языком для ребнка.
Выявляем предпочтения ребнка
Со временем вы увидите к каким книгам ребнок проявляет больший интерес. Одни он слушает с удовольствием, к другим равнодушен. Это означает, что ребнок начал относиться к чтению более осознанно. Внимательно наблюдайте, как он реагирует на ту или иную книгу и пока читайте то, что ему больше нравится. Покажите ему, что чтение вызывает у вас не меньший интерес, чем у него.
Исходя из вышеизложенного можно смело сказать, что приобщение ребёнка к чтению является. приоритетной проблемой нашего общества. Во многом, благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге. Задача воспитателей помочь родителям этот процесс запустить в правильном направлении.
Анкетирование для родителей в детском саду «Ребенок и книга».
Цель данной анкеты: определение места и значения книги в жизни и развитии ребенка, получение представления об организации домашнего чтения.
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
1. Ваши Ф. И. О___
2. Ф. И. О. ребёнка ___
3. Читаете ли вы ребенку книги?
- да, ежедневно;
-да, несколько раз в неделю
-да, когда просит ребёнок
-да, когда есть время
- нет, не хватает времени
- нет, моему ребёнку это не интересно
- нет, не вижу в этом необходимости
-Другое:___
4. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?
- мама
-папа
-все вместе
-другое:___
5. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?
- да, после каждого чтения
-не всегда
-другое:___
6. Какие книги предпочитает ваш ребенок:
-сказки;
-стихи;
-литературу о природе;
-энциклопедии, книги познавательного содержания;
-нет определенных предпочтений.
7. Есть у ребенка дома отдельная полка для книг?___
8. Какую последнюю книгу вы прочитали совместно с ребенком?___
9. Рассказывает ли ваш ребенок о книгах, которые прочитали в детском саду?
___
10. Для чего, по вашему мнению, ребенок должен посещать детский сад?
___
11. Вы считаете, что чтение – это:
-хорошее средство развлечения, время препровождения
- полезное занятие
-Другое:___
12. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
-да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее
-нет
-другое:___
13. Читаете ли Вы сами литературу?
-да, периодическую литературу (журналы, газеты)
-да, познавательную литературу
-да, художественную литературу
-Другое:___