Консультация для воспитателей «Этикет с малых лет. Младший и средний дошкольный возраст»

Людмила Липова
Консультация для воспитателей «Этикет с малых лет. Младший и средний дошкольный возраст»

«Этикет с малых лет. Младший и средний

дошкольный возраст»

Этикет – это слово французского происхождения, одно из значений которого – церемониал. В наше время под словом этикет принято понимать правила учтивости, принятые в обществе. Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен, деликатен, доброжелателен и тактичен.

В младшем дошкольном возрастемы с детьми проводили беседы на темы: «Поведение за столом», «Посуда и столовые приборы».Упражнения: «Как правильно и красиво накрыть стол», «Чаепитие друзей». Игру «Кукольное праздничное застолье», где дети усваивают правила,которые следует запомнить:

- Ложкой едят: все супы, бульоны, каши и яйца «всмятку», а также десерты, которые невозможно съесть при помощи рук не испачкав их (варенье, мороженое, клубника со сливками).

Суп едят не с конца ложки, а с бокового края.

В средней группе уже знакомим детей с несколькими видами ложек «столовая», «чайная».

- Вилку используем, когда едим продукты и блюда, как сыры и колбасы, сложные бутерброды, блины с начинкой, блюда из рыбы, мяса и птицы, все фаршированные овощи.

- Руками можно есть: маленькие бутерброды на шпажках (канапе, пирожки, булочки, блины, виноград и клубнику (если ее подают с «хвостиками», кукурузные початки, а также пирожные (которые не пачкают рук, печенье, конфеты.

В своей работе воспитатель использует сюжетные и предметные картины из серии «За столом». Сюжетно-ролевые игры «Семья, магазин посуды, кухня, кафе». Где воспитывает культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильно осанку за столом и правильно сервировать стол. В ходе режимных моментов (подготовка к завтраку, обеду, полднику, ужину) проводят беседы, где напоминают о правилах поведения во время приема пищи,а также упражнения на совершенствование культуры еды: правильно пользоваться столовыми приборами, с опорой на схемы, модели, «Игровизор» с комплектом игровых заданий, игрушечную посуду и столовые приборы.

В средней группе проводят игру «Путешествие в прошлое столовых предметов», «Что было до …». Материал из раздела самообслуживания, редактор О. В. Дыбина.

Как и в младшей группе напоминают детям, что во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Не надо дуть на горячую еду и напитки, причмокивать. Нужно есть и пить с закрытым ртом и беззвучно. В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует вначале проглотить то, что находится во рту, только потом запить. Хорошо бы до этого протереть губы салфеткой (губы промакивают центральной частью салфетки, а пальца вытирают ее краями).

Формируем навык не крошить хлеб, а аккуратно отламывать хлеб над своей тарелкой, чтобы не накрошить на скатерть. Когда вы пьете или держите стакан или кружку, не оттопыривайте мизинец.Красивое и правильное поведение за столом показывает наше уважение другим участникам застолья: прямая осанка, культура еды.

В среднем возрастеприучаем детей правильно держать нож и вилку: ручки (черенки) приборов находятся в ладонях, придерживаем их большим и средним пальцами, а кончики указательных опираются на них. Оба прибора кладем на тарелку и только тогда берем хлеб.Во время перерыва в еде приборы кладем на тарелку так: нож – лезвием к центру тарелки ручкой вправо – к правой руке, вилку – зубчика и вниз, ручка влево – к левой руке.

Когда закончили прием пищи, нож кладем так же, вилку – слева от ножа, зубчиками вверх.

• Чтобы не испачкаться, отрезаем ножом кусочек подальше от себя.

• Вилку держим крепко, чтобы кусочек не выскользнул и под небольшим наклоном.

• Продолжаем учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки пред едой, после прогулки и посещения туалета.

• Помогаем и направляем ребенка к привычке быть опрятным и аккуратным с одеждой.

• Приучаем снимать и складывать одежду в определенное место (фартуки, косынки дежурных).

• Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, влажной салфеткой, полотенцем, расческой и складывать их в определенное место).

• Помните философскую мысль «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнешь характер».

• Нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек так, чтобы легко его забывать.

• Если вилка осталась в большом куске, то придерживать этот кусок ножом, осторожно вынимая вилку. Кусочек подносим ко рту вилкой, а не ножом.

Нож не только режет пищу: им можно класть на вилку гарнир. Учим детей правильно держать столовые предметы, т. к. дети часто ходят в гости, кафе, где едят самостоятельно и ест разную пищу.

В средней группе дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к порядку чистоте, уважение к труду взрослых в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим.

В младшей группе воспитатель использует поручение – разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы. К концу года можно повесит доску дежурных и научить ею пользоваться. Дежурство в среднем дошкольном возрасте начинается с обучения детей с сервировки стола.Каждый дежурный одевает фору: фартук, косынку, кепку.

Обучение детей сервировке стола воспитатель начинает с организации разных дидактических игр,таких как: «Накроем кукле стол», «Мишка именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом». Хорошо использовать значки – символы, например, картонный лист – стол, кружки маленькие – блюдца, большие кружочки – тарелки, полоски – вилки, ложки, ножи.Можно прочитать детям стихотворение:

Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала будем делать?

Будем руки чисто мыть,

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

И на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи,

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит,

Нож от ложки отвернулся

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить,

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Начиная с младшей группы воспитательбеседует с родителями о питании ребенка дома:

- Выясняет, какой у него аппетит.

- Ест ли ребенок разнообразную пищу или у него избирательное отношение к ней.

- Приучен ли питаться самостоятельно или его надо докармливать (младший возраст).

Если у ребенка проблемы с едой, то важно выяснить причину плохого аппетита. Ребенок ест без аппетита после физической нагрузки или сильных переживаниях (огорчениях, обиды).Причины могут быть разными: наличие разных заболеваний, повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличение миндалин. Рекомендуем родителям обратиться к врачу. Опрашивая наших детей, мы узнали, что дети дома едят однообразную пищу (сосиски и макароны, у других только любимые блюда, а некоторые просто не приучены, сразу есть два блюда самостоятельно. В этом случае целесообразно за столы сажать детей, так чтобы дети во время еды видели глаза сверстников. Если ребенок отказывается от пищи, воспитатель не заставляет ребенка есть насильно, а обращается к медицинской сестре и приучает детей к новому блюду постепенно.

Игра: «Правила поведения за столом» (закончи фразу).

• Есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерти следов пищи).

• Не склоняться низко … (над тарелкой, лишь слегка наклонить (голову).

• На столе лежат только кисти рук, а локти на стол … (не ставим).

• Обе руки либо свободны, либо … (заняты, нож в правой руке – вилка … (в левой).

• Если вилка или ложка в правой руке, то левая … (придерживает тарелку).

• За столом нельзя говорить… (громко или с полным ртом).

• Если во рту пища, воду … (не пьем).

• Если ложка или вилка упала на пол, не спешите ее поднимать, попросите другую, но при выходе из-за стола … (поднимите ее).

• Упавшую на пол полотняную салфетку… (поднимаем сами) и не меняем на другую.

• Бумажные салфетки меняем … (по мере надобности и при новом блюде).

• Не спешим в еде, но и не сидим… (долго) за одним блюдом.

• Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами … (спасибо, было очень вкусно).

Презентация «Этикет».

Публикации по теме:

План работы с родителями в средней группе по теме «Этикет в жизни детей» .

Занятие в подготовительной группе «Что такое этикет?» Цель: познакомить подростков с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Этикет с малых лет. Младший и средний дошкольный возраст»
Опубликовано: 4 января 2015 в 10:47
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

26 октября. Международный день школьных библиотек

С 1999 года по инициативе ЮНЕСКО в четвертый понедельник октября отмечается Всемирный день школьных библиотек. Главное событие этого праздника в России – Форум школьных библиотекарей, который проходит в...

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации «Бабочка» для старших дошкольников
Данный мастер-класс будет интересен детям старшего дошкольного возраста. Цель: выполнение плоскостной аппликации "Бабочка". Задачи: - развивать мелкую...
Фотоотчет о проведении мастер-классов «Журавлики», посвященных Дню белых журавлей в...
22 октября – праздник Белых Журавлей. Этот памятный день известен не только в России и в странах СНГ, но и далеко за их пределами. В этот день вспоминают...
Тематическое планирование «Мой город» в средней группе. Часть 4
ПЯТНИЦА ТЕМА НЕДЕЛИ: «Мой родной город» Первая половина дня: РМ приём детей: Задачи ОО СКР: -Создать спокойный, психологический комфортный настрой для...