Алла Кульчий
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы приобщения детей старшей группы к труду»
▼ Скачать + Заказать документы
Как отметил Пьер Буаст: «Образование – клад, труд – ключ к нему».
Дошкольный возраст - самый подходящий момент в формировании интереса к труду у каждого ребёнка.
Методика работы строится в соответствии с основными дидактическими принципами: связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность.
Нетрадиционные методы
Большую помощь в организации труда дошкольников оказывают алгоритмы. Алгоритмы помогают развивать у детей внимание, память, образное мышление.
Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные методы приобщения детей старшей группы к труду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Применение алгоритмов требует определенной последовательности. Сначала надо поставить цель деятельности, условие ее достижения. Затем вместе с детьми составить модели этапов деятельности. После этого дети самостоятельно применяют алгоритм.
Например, перед посадкой лука в группе была проведена беседа о том, какие орудия труда требуются для посадки, зачем мы будем сажать лук. Затем вместе с детьми зарисовали этапы деятельности в форме символов. И только после этого приступили к посадке растений. Потом дети делали зарисовки как рос лук.
В своей работе так же использую алгоритмы «Как помочь птицам зимой» (сделать кормушки и развесить их - приготовить корм – насыпать корм в кормушки, «Накрываем на стол», «Техника безопасности», алгоритм складывания одежды.
Использование алгоритмов помогает формировать у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников, новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью.
Исследовательская деятельность
При ознакомлении детей с профессиями использую алгоритм наблюдения за людьми разных профессиий:
1. За кем (чем) будем наблюдать?
2. Зачем будем наблюдать?
3. В течение какого времени будем наблюдать?
4. Как можем запомнить и представить результаты наблюдений? (выполнить рисунок)
5. Вывод - что произойдет, если профессии не будет?
В ходе акции «Береги воду» в течение недели дети наблюдали за трудом младшего воспитателя, как она использует воду, для чего нужна вода, сделали вывод, что ее надо беречь, сделали аппликацию-агитку «Капелька» для родителей, чтобы они экономно расходовали воду дома.
В опытах использую алгоритм выявления скрытых свойств предмета:
1. Название материала.
2. Какие свойства материала уже известны?
3. Какие действия можно производить с этим предметом?
4. Какие скрытые свойства материала обнаружены?
5. Зачем нам это знать?
В течение «Книжкиной недели» дети изучали свойства бумаги, сделали выводы, что бумага нужна для изготовления книг, так же пилоток для защиты от солнца, книги надо беречь. «Книжкина больница» была организована, где дети с удовольствием «лечили» книги.
При уборке групповой комнаты решаем такие вопросы: как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и рассчитывать на свои силы.
При поливке цветов выясняем: все ли растения надо поливать одинаково? Почему? Рыхлить землю у всех растений? Это помогает воспитывать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
При умывании детей решаем следующие вопросы: сколько воды накапает, если не закрыть кран. Рисунки детей на тему «Для чего нужна вода» находятся возле туалетной комнаты. Это помогает воспитывать бережное отношение к воде.
Просмотр, с последующим обсуждением мультфильмов: «Лунтик и его друзья» («Наводим порядок», «Белка и Стрелка» («Вопрос чистоты», «Кем быть?», «Маша больше не лентяйка», «Мойдодыр».
Мастер-класс - профориентационный квест «Путешествие в Мастерград» – так же является нетрадиционным методом ознакомления с трудом взрослых.
Раскраски – нетрадиционный метод ознакомления детей с трудом взрослых.
Проектная деятельность
Большое значение имеет формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Чтобы дети приобретали знания с удовольствием и интересом, был составлен и проведён проект "Здоровый образ жизни", в рамках которого дети познакомились со многими аспектами здорового образа жизни (гигиена, спорт, здоровое питание); у детей появилось желание вести здоровый образ жизни.
В работе должен учитываться принцип интеграции - взаимодействие разных видов деятельности, - так как трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребёнка (например, работа скорой помощи – читаем рассказ, играем с\ролевую игру «Вызов скорой помощи», рисуем «03 спешит на помощь»).
Так же дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки становятся приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Например, игра «Космос».
Периодически организую выставки поделок в уголке для родителей, где дети получают ещё одну оценку своей работе.
Активное участие дети и родители принимали в организации выставок на темы «Осенние фантазии», «Подарок Деду Морозу».
Эстетически организованная среда - важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание уделяем подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы. При этом учитываются его соответствие размеру, лёгкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления.