Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Организация и проведение прогулки с детьми младшего дошкольного возраста»

найле ятьяева
Консультация для воспитателей «Организация и проведение прогулки с детьми младшего дошкольного возраста»

Прогулка является одним из режимных моментов жизнедеятельности детей в ДОУ. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей. Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности.

Цель и задачи прогулки :

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки :

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация и проведение прогулки с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

оптимизировать двигательную активность детей;

способствовать познавательному, речевому, физическому художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.

В ходе прогулки предусматривается интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие». «Социально-коммуникативное развитие». «Развитие речи». «Познавательное развитие». «Художественно – эстетическое развитие»

Задачи образовательной области «Физическое развитие» :

Развитие физических качеств;

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

Решаются через:

• развитие основных движений,

• подвижные игры.

Задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» :

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Развитие трудовой деятельности;

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Решаются через:

• трудовые поручения,

• наблюдения,

• подвижные игры,

• самостоятельная игровая деятельность.

Задачи образовательной области «Познавательное развитие» :

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Решаются в ходе:

• подвижных игр с детьми,

• трудовых поручений,

• ознакомления с трудом взрослых,

• наблюдений,

• экспериментирования с предметами окружающего мира,

• целевых прогулок,

• самостоятельной игровой деятельности.

Задачи образовательной области «Речевое развитие» :

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Решаются через:

• наблюдения,

• подвижные игры,

• самостоятельная игровая деятельность.

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое

развитие» :

Развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций;

Развитие эстетических и художественно - творческих способностей;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Решаются в ходе

конструирования (выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы,

• художественно - изобразительной деятельности (рисование палочкой, на песке, снегу,

• музыки ( развитие творчества: песенного, музыкально-игрового, танцевального,

• СХД (самостоятельной художественной деятельности,

• наблюдения (восприятие мира, природы: учить всматриваться, замечать красоту природы; эстетическое восприятие социального мира.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Приступая к работе с детьми 2 - 4 лет в условиях прогулки, следует выстраивать педагогический процесс с учетом младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст - особый период в развитии ребенка, который имеет ряд кардинальных отличий от последующих периодов его жизни.

1. У детей младшего дошкольного возраста наглядно - действенное мышление. Жизненный опыт их невелик. Малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором (радуга, метель, листопад) и с чем он может сам действовать (приседать или тянуть руки вверх, определяя, что резеда - низкие цветы, а золотой шар - высокие и т. п.).

2. Детям этого возраста присуще чувственное познание действительности. Только включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, малыш начинает понимать, что такое огурец и морковь, где что растет и т. п. Взрослый, обогащает малышей знаниями об окружающем мире.

3. При организации прогулки следует учитывать особенности детей этого возраста :

быстрая утомляемость и отсутствие тормозных процессов, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей, осуществлять смену видов деятельности;

малая выносливость работоспособности коры головного мозга, неумение сосредоточиваться диктуют необходимость дозирования новых сведений (рассказ о жизни зимующих птиц, первые сведения о времени года и т. п. могут длиться не более 3 - 4 минут);

отвлекаемость (на прогулке поводов для этого предостаточно);

затруднения при запоминании (поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение).

4. Организуя работу с детьми, необходимо удовлетворять их потребности. Например, потребность в ярких впечатлениях, в интересных действиях приводит к тому, что дети охотно идут на прогулку, находятся в хорошем настроении, активно участвуют в предлагаемых мероприятиях.

Особо следует уделять внимание удовлетворению потребности детей в самостоятельном познании окружающего мира. Это дает взрослому возможность решать формирование целостной картины мира, расширение детского кругозора и др.

Но главная потребность малыша - потребность в общении со взрослым. Отсюда и требования к взрослому, к его личностным качествам. Воспитатель должен обладать такими качествами, как: открытость, доброжелательность, любовь к детям, чувство юмора, чувство прекрасного и др., что позволит ему эффективно осуществлять основные направления социально-личностного, художественно-эстетического развития и др.

Большие требования предъявляются и к профессиональному мастерству воспитателя : постоянное совершенствование собственных знаний, творческий подход к работе, умение выстраивать с детьми субъектно-субъектные отношения.

5. В младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является предметно - игровая деятельность. Наряду с ней под руководством взрослого формируется сюжетная игра, в которой первые игровые действия объединяются в сюжеты, в которой ребенок с помощью взрослого осваивает ролевые действия и ролевое поведение, учится вести ролевой диалог.

Построение педагогического процесса в соответствии с ФГОС в ДОУ предполагает преимущественное использование наглядно - практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке : наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых, проблемных ситуаций и прочее.

Требования к продолжительности прогулки.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день : в первую половину дня - до обеда, во вторую половину дня - перед уходом детей домой. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, при температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Охрана жизни и здоровья детей на прогулке.

Воспитатель должен постоянно помнить о технике безопасности во время проведения прогулки, которая включает в себя несколько пунктов: требования к оборудованию на участке, знания «Инструкции по технике безопасности при проведении прогулок с воспитанниками» (сезонная, ведение тетради «Осмотр прогулочного участка».

В рамках инструкции по ТБ, воспитателю необходимо :

подготовить участок для проведения прогулки, осмотрев территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности. На нём не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами;

убрать весь мусор с территории участка. Уборка участка проводится дворником ежедневно : утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории;

в летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке. После ухода детей с прогулки, песочницы следует накрывать чехлами.

ежедневно осматривать групповую площадку, горки, малые формы, песочницы. В случае обнаружения повреждений, которые могут привести к травме ребёнка, сообщить заведующему или завхозу. Не разрешать детям использовать это оборудование до устранения повреждений.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Запрещается:

оставлять детей одних, без присмотра работников детского сада;

использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребёнком воспитатель должен немедленно оповестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. Сегодня, каждый воспитатель имеет сертификат о прохождении курсов первой доврачебной помощи.

Подготовка к прогулке - порядок одевания и раздевания детей.

Одевание и раздевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить на этот процесс много времени и чтобы детям не приходилось долго ждать друг друга.

В Стандарте дошкольного образования определен принцип, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) (пункт 1.4. ФГОС ДО).

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования, рекомендуется одевать детей младшего дошкольного возраста при подготовке к прогулке по подгруппам :

- воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Для закрепления последовательности одевания и раздевания можно использовать такие дидактические игры: «Поможем Зайке одеться», игру «Найди следующую картинку» (Последовательность одевания в картинках)и др. Малышей помогает одевать и помощник воспитателя, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, они начинают делать это быстро и аккуратно, тогда воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.).Необходимо воспитывать у детей желание оказывать помощь друг другу, формировать чувство благодарности за оказанную помощь, умение попросит помощь, если это необходимо. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались правильно, воспитателю необходимо организовать взаимодействие с родителями по формированию навыков по самообслуживанию.

Требования к содержанию прогулок в ДОУ.

Структурные компоненты прогулки :

Наблюдение, рассматривание.

Трудовая деятельность.

Индивидуальная работа с детьми.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Двигательная активность (подвижные игры).

В младшем возрастекаждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдения – основной метод обучения.

Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными.

Объекты наблюдений:

• Труд взрослых

Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи)

Живая природа: растения и животные

Виды наблюдения:

Длительные - организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Кратковременные - организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: устанавливаются факты; формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений у детей; проводятся сопоставления; делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте.

Формы организации труда :

• Индивидуальные трудовые поручения

• Коллективный труд

• Работа в подгруппах

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной - двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Организация индивидуальной работы.

В соответствии с планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью заранее подготавливает все необходимые материалы и оборудование.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких - либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Подвижная игра. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). Роль водящего в игре выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей или же сам воспитатель.

Значение: расширяется двигательный опыт детей; совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества; формируются самостоятельность и активность; вырабатываются положительные взаимоотношения со сверстниками.

Самостоятельная игровая деятельность.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль, за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если есть воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Организация и проведение зимней прогулки в средней группе «Волшебница-зима» Цель: Повышение познавательной и двигательной активности детей во время прогулки. Задачи: 1. Формировать навыки выполнения физических упражнений.

Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста. Часть 1Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста. Часть 1 Добрый вечер,дорогие коллеги! Хочу поделиться с Вами идеями,которые были реализованы для моих малышей,чтобы сделать пребывание в группе.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация и проведение прогулки с детьми младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 16:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД