Суязова Елена
Консультация для воспитателей «Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В образовательном процессе дошкольного учреждения важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.
Правильно спланированное начало прогулки – залог её целесообразности. Если в группе проводились мероприятия, которые требовали больших умственных усилий и усидчивости, то вначале прогулки лучше организовать самостоятельную игровую деятельность, подвижные игры, можно организовать игры соревновательного характера. Если в физкультурно-музыкальном зале организована двигательная деятельность, то надо начинать с наблюдения или целевой прогулки по участку или по территории детского сада.
Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Многие даже опытные педагоги используют в своей работе методическую литературу, комплекты карточек развивающих прогулок, содержание которых разбито по сезонам и посвящается определённой теме ознакомления дошкольников с природой.
Прогулки в традиционной форме проведения на данном этапе развития образования отходят на второй план (рекомендованы во второй половине дня). Уместнее использовать тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе. По форме проведения это могут быть: прогулки-походы, развлекательные или спортивные прогулки с персонажем, прогулки-события и прогулки - трудовые акции.
1. Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год, при частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
2. Развлекательные или спортивные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности, на закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, интересу к здоровому образу жизни, спорту, наблюдениям за объектами природы, труду.
3. Прогулки-события посвящаются определенной теме или событию, произошедшему в детском саду. Прогулка-событие помогает педагогу еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы. Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
4. Прогулки - трудовые акции способствуют развитию трудовых навыков в природе через различные поручения в соответствии с сезонными и погодными условиями. На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Педагог подводит детей к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.
Вся организованная и запланированная работа строится с учётом реализации всех образовательных областей, которые интегрируются между собой в соответствии с темой недели и поставленными педагогом задачами по всестороннему развитию личности ребёнка, а именно:
1. Расширение кругозора дошкольников;
2. Использование полученных знаний в играх, в рисовании;
3. Развитие творческой фантазии и воображения;
4. Формирование логического мышления, т. е. умений делать самостоятельные выводы и умозаключения в ходе различных наблюдений;
5. Развитие памяти, внимания, речи воспитанников;
6. Развитие интереса к окружающему миру, к объектам живой и неживой природы;
7. Формирование коммуникативных навыков (поддерживать диалог, слушать и т. д.);
8. Формирование любви к природе родного края, бережного отношения к ней;
9. Развитие активности, коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели, выдержанности в действиях, смелости посредством подвижных игр;
10. Совершенствование основных видов движений.
Не стоит забывать, что само по себе пребывание детей на свежем воздухе положительно влияет на настроение, состояние здоровья, способствует повышению аппетита, и, конечно, оказывает закаливающий эффект.