МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Лариса Кутырева
Консультация для воспитателей «Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Особенности формирования пространственных представлений

у детей дошкольного возраста

СЛАЙД 1. Значение пространственной ориентации в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Формирование пространственных представлений, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие пространственных отношений важно и для обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Не случайно проблеме формирования пространственных представлений у детей уделяли серьезное внимание в своих исследованиях известные представители как зарубежной, так и отечественной педагогики и психологии (Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Г. Гальперин, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Л. А. Венгер, Т. А. Мусейибова и другие).

СЛАЙД 2. Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образо располагаться среди других предметов мира (Меньчуков А. Е. В мире ориентиров. – М., «Недра», 1978).

Древнейшие зарисовки местности на камнях, костях, кусках дерева говорят о том, что человек уже на ранней ступени развития стремился определить место своего положения относительно окружающих предметов.

В средние века в монастырях начали изготовлять географические карты, на которых восток обозначался вверху, поскольку святые места (например, для христиан Иерусалим в Палестине) по отношению к Европе находились на востоке. Тогда и возник термин «ориентирование», который происходит от латинского «oriens» или французского «orient», означающих «восток». Предполагают, что это понятие связано с тем периодом, когда люди пользовались для определения направлений видимым местом восхода Солнца.

СЛАЙД 3. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

В более узком значении выражение «пространственная ори-ентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

определение местонахождения объектов относительно ори-ентирующегося («Музыкальный инструмент находится слева от меня»);

определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

СЛАЙД 4. При передвижении человека происходит постоянно пространственная ориентировка :

• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);

• сохранение направления движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела – руки, ноги, голова и соответствующих им пространственных направлениях : голова – наверху, ноги – внизу, руки – по бокам и т. д.).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям : вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево.

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя» : умение правильно называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения, а «выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета – по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

СЛАЙД 5. При формировании у детей умения ориентироваться в пространстве, необходимо большое внимание уделять развитию их пассивного и активного словаря, чтобы малыши научились пользоваться предлогами и наречиями для обозначения пространственных отношений.

Если в речи ребенка нет слов обозначающих пространственные категории, то ему очень трудно ориентироваться на местности.

СЛАЙД 6. В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. В непосредственно образовательной деятельности по математике уточняются, упорядочиваются, расширяются и систематизируются детские представления.

СЛАЙД 7. Формирование пространственных представлений имеет огромное значение в развитии дошкольников.

СЛАЙД 8. Процесс отражения (осознания) ребенком пространственных отношений между предметами окружающего мира проходит поэтапно.

СЛАЙД 9. Этапы развития пространственных представлений у дошкольников :

I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.

Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.

II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)

Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.

III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости за-меняется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом. Большую роль играет слово.

СЛАЙД 10. Таким образом, дошкольный возраст – это период овладения словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям.

Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.

СЛАЙД 11. Формирование пространственных представлений у дошкольников происходит последовательно:

1. «На себя» – Я (ориентировка на своем теле).

2. «От себя» – Я (пространственные направления относительно себя).

3. Предмет – Я (определение местоположения предмета относительно себя).

4. Я – Предмет (определение собственного положения в пространстве).

5. Предмет – Лицо (определение местоположения предмета относительно другого лица).

6. Предмет – Предмет (определение местоположения предметов относительно друг друга).

7. Движение в указанном направлении; ПДД.

8. Ориентировка на листе бумаги (чистый и в клетку).

9. «Чтение» и моделирование пространственных отношений на рисунках, чертежах, планах, схемах.

СЛАЙД 12. Содержание работы во второй младшей группе

Учить ориентироваться в расположении своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя : впереди – сзади (позади, вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различать правую и левую руки.

СЛАЙД 13. Содержание работы в средней группе

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади – игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями : далеко – близко (дом стоит далеко, а березка растет близко).

СЛАЙД 14. Содержание работы в старшей группе

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве : слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, за, между, рядом, с; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

СЛАЙД 15. Содержание работы в подготовительной группе

Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Познакомить с планом, схемой, маршрутной картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

СЛАЙД 16. Усложнение от возраста к возрасту состоит :

В увеличении количества вариантов пространственных отношений;

В повышении точности различения их детьми и поименовании соответствующими словами;

В переходе от узнавания к воспроизведению пространственных отношений;

В переходе от ориентировки в специально организованной развивающей среде к ориентировке в окружающем пространстве;

В обобщенности представлений и способов действий, переходе от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке.

СЛАЙД 17. Педагогическая технология развития пространственных представлений дошкольников в ДОУ представлена :

Упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности;

Специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования.

СЛАЙД 18. Для развития пространственных представлений в ДОО используют разные формы организации детской деятельности.

1. Мини-ситуации, проблемные ситуации специально создаваемые педагогами.

2. Игровые упражнения на определение местоположения предметов.

3. Упражнения типа «А что если…»

4. Разные виды театра.

5. Графические упражнения, «зрительные диктанты».

6. Игры с использованием плана, схемы.

7. Игры по ПДД.

8. Рассказывание по картинкам, чтение и беседа о прочитанном.

СЛАЙД 19. Знание возрастных особенностей дошкольного возраста, педагогических технологий и отображение их различных формах организации детской деятельности в ДОО ускоряет процесс освоения детьми пространства, что имеет важное значение для развития самостоятельности дошкольника.

СЛАЙД 20. При подготовке материала использовались материалы методических пособий и интернет-ресурсов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, как правило, с трудом усваивают такие понятия как слева, справа, вверху, внизу и другие, необходимые для правильной.

Картотека дидактических игр по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. • Игра «Что справа».

Консультация для педагогов «Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни» Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья.

Консультация для воспитателей «Особенности организации прогулок для старшего дошкольного возраста» Современные программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач как в рамках непосредственной образовательной.

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста» Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую.

Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования представлений о дружбе среди детей остается актуальной и в наши дни. Ребёнок, который мало общается со сверстниками.

Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста Аннотация: Огромное значение и актуальность приобретает.

Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь является одним из важнейших критериев общего развития ребенка дошкольного возраста.

Перспективное планирование формирования пространственных прдставлений у детей старшего дошкольного возраста Помораева И. А., Позина В. А., 2016г. Дидактический наглядный материал Использование дидактических игр Программный материал на год по кварталам.

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 20:36
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД