Получи документы

Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте»

Анна Филиппова
Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте»

Содержание образовательной программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. И именно проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работы ДОУ.

Что же такое проект?

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», в словаре Ожегова – замысел, план, нечто предварительное, прототип

В дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

В чем же отличие ООД от проекта?

Традиционная педагогическая деятельность предполагает работу в установленных нормативных рамках, она строится на разработанных конспектах занятий, соблюдении логичного перехода от одной части образовательной программы к другой и т. п. Проектная деятельность подразумевает работу в пространстве возможностей, где нет чётко обозначенных норм. Она направлена на исследование максимального числа возможностей, которые заложены в проблемную ситуацию, а не на прохождение по заранее намеченному пути.

Начало любого проекта в ДОУ связано с одной из важных его составляющих – заинтересованностью детей. Нередко приходится сталкиваться с проблемой мотивации детей. Однако существует ряд эффективных методик и педагогических приемов, способствующих возникновению интереса у детей. Например:

1. Изменить:

- что-то в привычном окружении;

- привычный порядок действий;

2. Делать что-то в присутствии детей:

- не привлекая их (дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно выступает инициатором, а вот человек, увлеченно занятый делом (и взрослый особенно, привлекает детское внимание без дополнительных усилий);

- «игнорируя» детей или попросив «не мешать» (воспитатель с младшим воспитателем сели играть в шахматы).

3. Внести:

- предмет обязательно чей-то (воспитателя, ребенка, члена семьи – принадлежность делает предмет более значимым) и положить его на стол воспитателя или другое популярное у детей место;

4. Попросить о помощи (конкретной, реальной).

5. Специально организовать ситуацию (перекрыть воду «Чем будем мыть руки?», заменить мыло на кирпичик).

6. Объявить тему.

Главное, что в начале должно произойти что-то необычное и интересное, что побудило бы детей к дальнейшей совместной проектной деятельности. Ведь не секрет, что дети лучше запоминают то, что привлекло их внимание, заинтересовало и стало для них значимым. (ПРИМЕР)

Классификация проектов :

1. По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный,

групповой и коллективный)

2. По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько

занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные

(учебный год);

3. По типу: исследовательский, познавательный, игровой, творческий, продуктивный

Этапы проекта;

1. Выбор темы проекта. Можно использовать один из наиболее эффективных способов введения в тему. Он представлен моделью «трёх вопросов» : Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?

2. Планирование (цель, план работы, оборудование и материалы)

3. Реализация проекта.

4. Подведение итогов. Подразумевает презентацию проекта и анализ проведенной работы. (необходимо дать детям возможность обдумать полученные результаты своей деятельности, а так же рассказать о проделанной работе, позволить испытать ребенку чувство гордости за собственные достижения. Опыт выступление перед сверстниками, позволяет овладеть невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д., научится управлять своими эмоциями.)

При подготовке проектов необходимо учитывать возрастные особенности детей, так как для каждого возраста характерна специфика задач исследовательской деятельности. К старшему возрасту дети уже могут оказывают друг другу помощь, умеют согласовывать свои действия, имеют опыт различной совместной деятельности. В этом возрасте дети уже намного меньше нуждаются в помощи взрослого, а значит более активно и самостоятельно организует совместную деятельность со сверстниками. Дети способны уточнить цель, принять проблему и выбрать подходящие средства для реализации собственного замысла. У детей в старшем дошкольном возрасте развиваются самоконтроль и самооценка. Старший дошкольник овладевает способностью давать объективную оценку не только собственным действиям, но и действиям и поступкам других ребят. Они не только готовы участвовать в предложенных взрослым проектах, но и могут самостоятельно определить цели и поставить задачи.

В отличие от младших дошкольников, у старших дошкольников значительно усложняются задачи проектной деятельности которые включают в себя:

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

4. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Особенности старшего дошкольного возраста(5-6 лет) :

1. Создавать условия для реализации детьми проектов трех

типов: исследовательских, творческих и информационных.

2. Развивать проектную деятельность исследовательского типа.

3. Организовывать презентации проектов.

4. Формировать у детей представления об авторстве проекта.

5. Создавать условия для реализации проектной

деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер)

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются предпосылки учебной деятельности. Произвольность в поведении и продуктивной деятельности, желание иметь собственные представления об окружающем мире – позволяет усложнять задачи проектной деятельности.

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. Однако, проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или провоцировать её возникновение; стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными

Основными критериями оценки уровня сформированности проектно-исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста являются :

1. Умение выявить проблемы и поставить задачи;

2. Навык самостоятельного поиска подходящего решения;

3. Умение продуктивно использовать выбранный способ решения;

4. Умение самостоятельно проанализировать полученные результаты.

Таким образом, в ходе реализации проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции ребёнка, реализуются его интересы и потребности, раскрывается индивидуальность, что в свою очередь способствует развитию его личности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. В ходе проектной деятельности у старших дошкольников формируются интегративные качества личности. В процессе организации проекта осуществляется ознакомление с многообразным миром профессий, приобщение к труду взрослых и формирование потребности трудиться, быть полезным. А знания, полученные детьми в ходе проектов, успешно применяются ими в повседневной жизни, режимных моментах.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы»Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы» Программное содержание: учить детей создавать несложную композицию: располагать на букете цветы; закреплять приемы вырезания и наклеивания,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте.»Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте.» «Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги —мир дикарей.

Консультация для воспитателей «Режиссерская игра в старшем возрасте»Консультация для воспитателей «Режиссерская игра в старшем возрасте» Дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 09:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД