Cветлана Ворончихина
Консультация для воспитателей «Особенности современной семьи. Формы работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьей - это важный момент, необходимый для эффективного воспитательного процесса детей. Но для того, чтобы эта эффективность прослеживалась, педагогу необходимо более тщательно изучить современную семью.
Основные черты современной семьи :
Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, в отличие от сверстников 10-20 лет назад.
Слабо выраженный у некоторых мам материнский инстинкт – сформированная установка, которая закладывается в детстве.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности современной семьи, Формы работы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная – состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке.
В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. Идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок.
Семья является для ребенка и средой обитания, и воспитательной средой. У некоторых родителей наблюдается низкая психолого-педагогическая культура. Таким образом, они допускают ошибки в воспитании своих детей. К основным ошибкам воспитания относятся :
- игнорирование возрастных особенностей детей;
- переоценка родителями своих воспитательных возможностей;
- отсутствие осознания целей воспитания;
- неправильная организация жизни детей в семье;
- слепая, всепоглощающая любовь к своим детям;
- равнодушие к детям;
- отсутствие такта в отношениях с ребенком и т. д.
Наиболее значимыми причинами неудовлетворительного воспитания детей в семье являются следующие : невысокий экономический уровень большинства семей: основное время родители тратят на добывание денег; двойная нагрузка на женщину (работа, дом); высокий процент разводов; отсутствие нормального психологического климата в семье; неучастие отцов в воспитании детей и другие. Основными проблемами современной семьи являются : малодетность, кризис родительства, т. е. отказ отца и/или матери от выполнения своих родительских обязанностей, отказ от детей. Все эти особенности находят свое отражение в воспитательном процессе детей. Нередко родители перекладывают всю свою ответственность в воспитании на плечи педагогов, удивляясь впоследствии тому, что ребенок дома становится неуправляемым. Нужно понимать, что становление личности ребенка происходит и в обществе, и в семье. Поэтому встает необходимость установления успешного взаимодействия семьи и воспитательно-образовательных учреждений.
Существуют различные формы работы с семьей :
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей
Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами : беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
"Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Наглядная пропаганда
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
- Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
- Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
- Доска объявлений.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
- Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
- Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Таким образом, наличие многообразия форм работы с родителями способствует успешному развитию сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников.