Консультация для воспитателей «Подвижные игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками»

Елена Ульянова
Консультация для воспитателей «Подвижные игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками»

Игры-забавы и детские хороводы.

Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Привлекают малышей прежде всего тем, что отвечают их потребности в движении, общении и образном поэтическом слове. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем у детей. В этих играх дети учатся согласовывать свои движения с партнерами и ориентироваться на пространственные условия движений.

Солнышко и дождик

Правила игры.

1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину комнаты или площадки.

Описание игры. Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Домиками могут служить стульчики, обручи, круги на земле.

Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем детям сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, он предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой. Так, выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых «живут дети». «Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову всех поиграть!». Воспитатель выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя,а он произносит следующий текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

А. Барто

Дети прослушивают и повторяют это стихотворение.

«А теперь побегаем!» — говорит воспитатель и сам бежит. Дети разбегаются в разные стороны или бегут за ним. Неожиданно для детей воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики. «Послушайте, как стучит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Прерывая движения,он предлагает детям попросить дождик перестать капать и произносит следующий текст народной потешки:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капли не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

«Шум дождя» возобновляется вновь, сперва дождь сильный, но постепенно он утихает, а скоро совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», — говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид,что смотрит на небо и зовет всех: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»

Все дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют слова стихотворения про солнышко и забавные движения. Можно свободно побегать, попрыгать, поплясать, пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!» - тогда все разбегутся по домам.

Лови-лови!

Описание игры. К палочке длиной примерно полметра на крепком шнуре прикрепляется легкий удобный для хватания предмет - мягкий поролоновый мячик, нарядная кисточка, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать предмет на шнурке (например, матерчатый мячик). Привлекая таким образом внимание детей, заинтересовав их самой задачей - ловить мячик, взрослый собирает вокруг себя всех ребят и предлагает им встать в кружок. Сам же становится в центре.

«Лови-лови!» - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется целая цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» рассыпается. Ребята садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.

Игра в кругу (первый вариант) проходит живее и веселее, чем цепочкой (второй вариант). Но она очень возбуждает детей и может вызвать излишний шум в группе. Поэтому следует чередовать оба варианта игры. Подвижные и активные дети обычно подавляют неуверенных и робких. Чтобы этого не произошло, поиграйте со слабыми детьми отдельно, так как эта игра очень полезна для пассивных, неуверенных в себе малышей. Не делайте во время игры резких замечаний, даже если дети очень расшалились. Рекомендуемый прием чередования двух вариантов игры способствует снятию излишнего возбуждения.

Раздувайся, пузырь!

Правила игры.

1. Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки.

2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются и все бегут к центру.

3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Описание игры.

Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит воспитатель. - А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком, опускают ручки и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук "ф-ф-ф-ф". Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг,двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук и в каком-нибудь месте останавливается и говорит «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начать игру сначала, то есть опять раздувать пузырь.

В этой игре можно ввести новый элемент – традиционный для хоровода ритуал приглашения. Воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики,подходит к каждому ребенку по очереди и приглашает поиграть: "Машенька, пойдем играть!" - берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и предлагает присоединится к ним и подать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. При этом лучше сначала подходить к тем детям, которые выражают желание и готовность скорее включиться в игру, а скованных, нерешительных детей лучше приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся ею и тоже захотят поиграть.

Карусели

Правила игры.

1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движений круг не обрывался.

2. Поворачиваться лицом в сторону движения "карусели".

3. Подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произносить слова.

Описание игры. Как и в предыдущей игре, все начинается с приглашения, когда все участники игры собираются в общую цепочку и образуют круг. «Мы сейчас понарошку будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. - Повторяйте за мной и двигайтесь ровно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателемдвижутся по кругу вправо и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле Карусель медленно движется в правую сторону.

Завертелись карусели

А потом, потом, потом Темп речи и движений постепенно ускоряются

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали На слова «побежали» карусель меняет

Побежали, побежали! направление движения

Тише, тише, не спешите, Темп движений постепенно замедляется,

Карусель ос-та-но-ви-те. и на слова "раз-два" все останавливаются

Раз-два, раз-два (пауза, и кланяются друг другу.

Вот и кончена игра.

Игра кончается тем, что дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются. Потом они снова собираются в круг и игра начинается сначала.

Игры, в которых нужно действовать небольшими группами по очереди.

Здесь дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушки и активную привлекательную роль. Но ожидание своей очереди заполняется другим активным действием, что облегчает детям выполнение этих требований. Такие игры дают начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

Подарки

Правила игры.

1. Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из названных предметов.

2. Выбранный ребенок становится в центр круга вместо того, кто получил подарок.

Описание игры. «Вы любите, когда вам дарят игрушки? - обращается к детям воспитатель. - Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки». Взрослый предлагает детям построиться в большой круг, подзывает того, кто первый будет выбирать себе подарок. Ребенок выходит на середину круга, а воспитательвместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет,

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Эти слова вместе с воспитателем произносят все участники игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успели мысленно представить себе каждый предмет.

С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к ребенку, стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют как куклы, если волчок - кружатся, а если выбирается самолет – все подражают полету и приземлению самолета. Приведем слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе.

Подарок - конь

Скачет конь наш, Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки протянуты вперед, а корпус - слегка отклоняется назад.

Чок-чок-чок!

Слышен топот быстрых ног,

Хоп-хоп-хоп!

Хоп-хоп-хоп!

Тпррррууу! «Кони» останавливаются.

Обращаясь к ребенку внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, «какие у нас красивые кони», и выбрать того, который ему больше всего понравился. Выбрав себе подарок, ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга.Дети снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки.»

Подарок - кукла

Кукла, кукла, попляши, Свободно пляшут на месте, лицом к центру под любую плясовую мелодию, изображая куклу.

Яркой лентой помаши.

(Повторяется 2 раза)

Воспитатель предлагает ребенку в кругу выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять ее место в хороводе. Игра продолжается.

Подарок - волчок

Вот как кружится волчок, Кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись на бок, опираясь рукой о пол.

Прожуж-ж-жал и на бочок.

(Повторяется два раза.)

Подарок - самолет

Изображая самолет, каждый ребенок "заводит мотор" - под звук р-р-р-р-р-р делает круговые движения руками перед собой. Затем широким жестом раздвигают руки (как крылья) и - летят (т. е. бегут) по кругу со звуком ж-ж-ж-ж-ж. Сделав полный круг, самолет замедляет движение и медленно приземляется, т. е. ребенок приседает на корточки.

Когда ребята освоятся с игрой, можно предложить им называть и изображать другие игрушки, например: мишку, зайчика, бабочку, лягушку, автомобиль и другие предметы, которые легко изображаются посредством выразительных движений.

Кто к нам пришел?

Описание игры. Воспитатель рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно - об этом они должны догадаться сами. Он вызывает двух-трех детей (наиболее смелых и находчивых, отходит с ними в сторонку и тихонько, так, чтобы не было слышно остальным, договаривается, какого гостя будет изображать тот или иной ребенок. Педагог помогает каждому из них найти движения, соответствующие его роли, а также звукоподражания. Устанавливает очередность их выхода.

Вернувшись к остальным детям, воспитатель объявляет: «Вот идет первый гость, кто к нам пришел, покажись!» Выходит первый гость. Если это собачка, ребенок подражает ее лаю («гав- гав-гав») и машет сзади рукой будто хвостиком, если котенок - мяукает и ложится на ковер на спинку, если петух - гордо поднимает голову, машет согнутыми руками-крылышками и громко кричит «кукареку!», а если пришла козочка - выставляет рожки и прыгает.

Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя. Воспитатель старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игрыи дает пример приветливого отношения к гостю: «Какая замечательная собачка к нам пришла, какие у нее ушки, какой носик.» и т. д. Поиграв с собачкой, дети усаживают ее на стульчик. Раздается стук в дверь, и появляется следующий гость. После встречи третьего гостя воспитатель подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

В дальнейшем игру можно проводить иначе. Воспитатель раздает детям предметные картинки,на которых изображены знакомые им животные или птицы: ворона, воробей, утка, гусь, собака, кошка, свинья, корова, лошадь и т. д., причем некоторые картинки могут повторяться. Положив свои картинки на стульчики изображением вниз, дети по очереди подходят к воспитателю и сообщают, что изображено. Взрослый подсказывает ребенку движения, соответствующие образу, и помогает войти в свою роль. В остальном игра продолжается так, как описано выше.

В начале игры роли следует давать самым смелым и находчивым детям, которым в дальнейшем будут подражать остальные ребята. В каждой группе есть застенчивые, неуверенные в себе малыши. Они обычно стесняются выступать перед всеми, испытывают при этом неловкость и страх. Помогите своим воспитанникам стать более раскованными. Для этого можно одновременно поручить одну и ту же роль двум детям - робкому и смелому. Последний, возможно, заразит своим примером застенчивого ребенка.

Если малыш решительно отказывается от роли гостя, не принуждайте его к этому. Пусть он сначала понаблюдает за сверстниками. Может быть, веселая, доброжелательная атмосфера игры поможет ему преодолеть робость, которая мешает быть активным. А для развития личности малыша это так важно!

Магазин игрушек

Правила игры.

1. Каждый участник игры должен сам придумать, какую игрушку он будет изображать.

2. Покупателю нужно назвать игрушку, которую ему показывают. Кто не отгадает, уходит без покупки.

Описание игры. Воспитательпредлагает детям поиграть в магазин игрушек: одни будут игрушками, которые продаются в магазине, другие - покупателями. «А я буду продавцом в этом магазине, - говорит воспитатель. - Кто хочет быть игрушками? Только сначала подумайте, какую игрушку хотите изображать, и скажите мне». «Кто хочет быть покупателем?- Покупатели будут по очереди приходить в магазин и спрашивать, какие игрушки продаются сегодня».

Дети-покупатели отходят подальше, в противоположную часть комнаты (или площадки) и дожидаются «открытия магазина».

Дети, решившие изображать игрушки, усаживаются на скамейке, будто это игрушки, расставленные на полках в магазине. Продавец (воспитатель) подходит к каждому ребенку и спрашивает, какую игрушку он желает изображать. Тут же они договариваются о том, как это делать. Например, можно изображать зайчика (прыгать, волчок (кружиться, куклу-плясунью (плясать, автомобиль (бегать и дудеть, лягушку (квакать и подпрыгивать, мячик (прыгать) и т. д. Когда все будет готово, воспитатель объявляет: «Магазин открыт!»

Покупатели приходят по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец «берет с полки» какую-нибудь игрушку и приводит ее в движение – «заводит» ее (выводит ребенка, загадавшего игрушку, и делает рукой движения за его спиной, будто заводит ключом). По движениям ребенка, изображающего игрушку, «покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему показали. Если он правильно догадался, он забирает ее с собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель, ему показывают другую игрушку, и он тоже догадывается. Когда все «игрушки» «распроданы», дети меняются ролями и все начинается сначала. Если «игрушек» получилось слишком много (больше, чем «покупателей», можно предложить детям изображать вдвоем или втроем одну и ту же игрушку.

Методические рекомендации по проведению игр

Описанные игры адресованы в основном детям младшего дошкольного возраста - от 2,5 до 4 лет. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он любит делать сам. Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые игры, основанные на новой последовательности этих движений,их постепенном усложнении и главное - их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте или бежать от кота или лисы, которые могут поймать).

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) - заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает ее бессмысленной.

Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка.

Доказательством того, что игра принята, являются просьбы детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Источник: Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста - Москва: Просвещение, 1991.

Подготовила: педагог-психолог Е. Н. Ульянова

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Консультация для родителей «Игры, направленные на развитие внимания» Подборка игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания. «Дни недели» Суть игры очень.

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическая технология развития общения младших дошкольников со сверстниками» Продолжая тему по психолого-педагогической технологии развития общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками,подробно остановлюсь.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения на прогулке, направленные на коррекцию нарушений зрительного восприятия» Консультация для воспитателей «Игры и упражнения на прогулке, направленные на коррекцию нарушений зрительного восприятия» (восприятия цвета,.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы» Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы» (основные движения).

Консультация для воспитателей на тему «Игры, направленные на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей на тему: «Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Игра, как ведущая.

Консультация для воспитателей «Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры» Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения,.

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у младших дошкольников средствами игровой деятельности» Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!. Ее изучение способствует.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Сюжетная игра, как средство общения со сверстниками в младших группах Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Подвижные игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками»
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 23:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет»
Цель: ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: Рассмотреть возрастные, и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет,...
Стихи ко Всемирному Дню снега
Стихи ко Всемирному дню снега, для детей среднего и старшего дошкольного возраста. 1. Снег ложится тихо, мягко . На деревья и дома. Побелила всю округу,...
Детский мастер-класс по конструированию «Забавный пингвин» в подготовительной группе
Программные задачи: Формировать умение детей изготавливать пингвина на льдине, применяя способ работы с бумагой – надрезание листа бумаги и вырезание по...