МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей»

София Симак
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей»

Задача развития патриотизма и гражданственности детей имеет сегодня чрезвычайную актуальность и значимость. Изменились нравственные ценности, отношения к нашей истории. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою Родину, свой народ, нам нужно показать их с лучшей стороны.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей“» размещена в разделах

Приобщение ребенка к различным видам художественной деятельности, основанных на этнокультурном наследии - одно из главных условий полноценного развития его творческих способностей.

Для многих дошкольников первоосновой творческого развития личности является народное искусство. С первой погремушкой, матрёшкой у ребёнка воспитываются и становятся его достоянием форма, цвет, орнамент игрушки, которую веками отбирал и шлифовал каждый народ. Народное искусство более всех понятно и доступно детям.

Чудо-ремесло - дымковская глиняная игрушка. Знакомство с ней происходило, начиная самого раннего возраста. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента - посильная задача даже для самых маленьких. В старшем дошкольном возрасте дети освоили технику дымковской росписи и начальные этапы лепки игрушки. Параллельно проходило знакомство и с другими народными промыслами (Гжель, Городец, Хохлома и другие). После определённого цикла знакомств с узорами и орнаментами на изделиях народных умельцев дети узнавали, что каждый знак и символ несёт смысловую нагрузку, а их сочетание всегда передаёт строго определённое значение.

Для ознакомления с традициями русской культуры прошлого и с семейным бытом в детском саду был оформлен этнический уголок в виде «русской избы». Здесь проходило знакомство детей с бытом наших предков, их национальной одеждой. Организуя посиделки в русской избе, детям предлагалось растолочь зерно в старинной ступе, посидеть за настоящей прялкой, расшить кокошник бисером или изготовить настоящие бусы для русского костюма. Большую радость детям доставляло изготовление из различного лоскутного материала, цветных ниток куколок-оберегов. Во время изготовления национальных кукол-оберегов дети узнавали истории их возникновения и почему в старину в каждой избе были свои куклы. Посещая этот уголок, дети играли в такие русские народные игры как «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Городки» и другие, загадывали друг другу загадки и водили хороводы под русские народные песни.

Одним из условий успешной работы явилось создание предметной развивающей среды игрового пространства. В решении этого вопроса помогло создание уголка в группе «Рукодельница», который был создан для детей и их родителей. Дети осваивали технику народных ремесёл или просто знакомились с различными видами народного промысла. Проводили конкурсы на лучшую народную куклу, на лучшие травяные обереги, на лучшее традиционное семейное блюдо русской кухни, на лучшую глиняную игрушку. Работы (куклы-берегини, глиняные свистульки) использовали в качестве призов и подарков на праздниках, досугах, во время игр.

Тесное сотрудничество с родителями помогало развивать творческие способности детей. Мамы, папы, дедушки и бабушки делились опытом народных игр. С их помощью была создана картотека «Игры нашего детства».

Стремление соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов помогало устное народное творчество. Потешки, пестушки, прибаутки - сколько нежности, такта, рациональности в этих незамысловатых стихах. Они удовлетворяли рано возникающую у детей потребность в художественном слове. Дети не только слушали песенки, проговаривали потешки, но и напевали и проговаривали их своим куколкам во время игры.

Особое место занимали игры-упражнения по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку - её метафорические образы заменить реальными. Поэтому, показывая детям способы создания загадок, их виды, формы, тем самым создавались условия для развития творческих способностей личности ребёнка.

Исключительное значение в развитии творческих способностей дошкольника играли народные песни с драматизацией. В основе драматизации лежит ролевая игра, а народное представление песни носит импровизированный характер, где участники могут импровизировать с ролями. Здесь рождались большие возможности для творчества и импровизации детьми.

Привитие первоначальных духовных ценностей начиналось с колыбельных. В младших группах это были «Ладушки», «Солнышко», «Баю-баю», в старшей - «Дождик», «Жаворонушки», «Вдоль по реченьке Лебёдушка плывёт.».

Ценность использования этнокультурного наследия в развитии творческих способностей личности заключается в уникальном объединении народного традиционного опыта и возможности импровизации. А импровизировать может лишь творческий человек.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: - расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: - познакомить со специальными.

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). ВидеоПосещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео Посещение музея "Русь избяная"(приобщение детей к своему прошлому и наследию). Музей в жизни ребенка играет большое значение, он вызывает.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей»
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 13:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД