Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду»

Светлана Цибулина
Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду»

Цибулина С. А., воспитатель,

Иркутская область, г. Шелехов,

МКОУ «НШДС №14».

Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на прогулках, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям неживой природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование «радуги» и т. д.

Публикация «Консультация для воспитателей „Проведение экспериментальной деятельности в детском саду“» размещена в разделах

При организации опытов необходимо соблюдать следующие требования:

опыт проводится в специально организованных условиях;

познавательная задача четко сформулирована и её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных;

опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда;

постановке и проведении опытов дети были активными участниками;

в ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи;

при обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей в неживой природе.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

o специально-организованное обучение в форме НОД;

o совместная деятельность взрослого с детьми;

o свободная самостоятельная деятельность детей.

Экспериментальная непосредственно-образовательная деятельность должна строиться на совместном творчестве педагога и детей. Она стимулируют познавательную и творческую активность детей.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изобразительной деятельности.

Формы работы опытно-экспериментальной деятельности:

o непосредственно-образовательная деятельность;

o плановые эксперименты;

o дидактические игры;

o беседы;

o наблюдение и труд;

o работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.

Случайные не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса и проводятся на участке или в «уголке природы». Плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете или объекте.

Для работы с детьми в экспериментальной деятельности используются разные методы и наиболее эффективны следующие.

1. Методы, повышающие познавательную активность.

Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются - элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

2. Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний: элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например, проведение опыта и зарисовка его результата.

3. Методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования: повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т. е. всё, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний.

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения. Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный и доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

При подготовке использована следующая литература:

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду (пособие для работников дошкольных учреждений). Изд. ООО «ТЦ Сфера», 2003г.

2. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников (методические рекомендации). Изд. Аркти. М. 2005г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Экспериментально-поисковая деятельность в детском саду»Консультация для воспитателей «Экспериментально-поисковая деятельность в детском саду» Консультация для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” Составила: Семкина Г. А. -воспитатель.

Элементарные опыты и эксперименты по теме проекта «Земля — кормилица Белгородчины»Элементарные опыты и эксперименты по теме проекта «Земля — кормилица Белгородчины» Элементарные опыты и эксперименты по теме проекта "Земля - кормилица Белгородчины"Опыт - это наблюдение, организованное в специально созданных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду»
Опубликовано: 29 января 2015 в 13:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД