Рауза Тахташева
Консультация для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что память – это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо, осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие памяти детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Ребёнок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.
Лёгкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалочки, загадки, сказки, объясняется с его бурным развитием их природной памяти.
Ребёнок непроизвольно запоминает всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у него появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти, которые являются главным достижением дошкольного периода.
Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребё нок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Взрослым необходимо всячески поощрять желание ребёнка запомнить, ведь это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: внимания, восприятия, мышления.
Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, именно это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Игры и упражнения для развития памяти детей от 3 до 7 лет.
Игра в слова.
Задание 1. Педагог называет несколько слов и предлагает ребё нку запомнить их и повторить: слон, заяц, курица, шкаф, волк, диван, кресло, медведь.
Задание 2. Педагог задаё т вопрос: «Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы? На какие группы ты бы разделил их?
Ребёнок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но педагогу необходимо подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например, «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели.
Игра в слова на разные буквы.
Задание 1. Педагог называет много слов, просит ребё нка запомнить и назвать их: арбуз, медведь, арфа, мыло, аптека, музыка, алмаз, малина.
Задание 2. Детям необходимо назвать слова, которые начинаются с буквы А, затем слова которые начинаются с буквы М.
Примечание. Проанализируем игру в слова. Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл 6 – 7 слов без деления на группы, то это говорит о его хорошей памяти.
Игра «Гуляем по зоопарку»
Ребёнку предлагается закрыть глаза и представить, что он гуляет с мамой по зоопарку
Задание 1. Педагог называет зверей, а ребёнок должен вспомнить, каких зверей она назвала. (Тюлень, лось, медведь, крокодил, тигр).
Задание 2. «Перечисли всех животных, которых ты знаешь»
Задание 3. «Найди на картинках животных, которых ты назвал»
Задание 4. Картинки убираются. Педагог просит вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Игра «Разрезанная картинка»
Цветная открытка разрезается на несколько частей.
Задание 1. Педагог просит ребёнка собрать из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.
Задание 2. Картинка убирается, педагог просит ребёнка нарисовать её по памяти.
Примечание. Если при выполнении задания, педагог обнаружил хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку обязательно надо обсудить с ребёнком. Для этого можно использовать такие вопросы:
- Что изображено на картинке?
- Какой формы твой рисунок?
- Какого он цвета?
При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов в рисунках ребёнка.
Игра со стихами. Заучивание стихов требует активной работы ума. Традиционно считается, что для того, чтобы выучить стих, необходима, в первую очередь, хорошая память. Разумеется, если ребёнок быстро выучил стих, то это показатель силы его памяти. Однако, стихи – это такой редкий материал, который учит ребёнка чувствовать слово, представлять настроение автора, сопереживать. Наверное, трудно определить, что важнее, поэтому в дальнейшем предлагается определённая работа со стихотворным материалом.
Задание 1. Педагог читает стихотворение М. Ходякова «Осень». Просит ребё нка мысленно представить эту картину: листья жёлтые, птицы улетают, дождь. Затем просит вспомнить, как про это сказал поэт.
Задание 2. Педагог просит нарисовать то, о чём говорится в стихотворении.
Старшие дошкольники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации. При этом очень важно, чтобы занятия доставляли детям радость. Взрослые должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребёнка, радоваться каждому «Почему?», способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания, стимулирующую развитие памяти ребёнка.