Получи документы

Консультация для воспитателей «Развитие речи на музыкальных занятиях»

Елена Машарова
Консультация для воспитателей «Развитие речи на музыкальных занятиях»

Развитие речи на музыкальных занятиях играет немаловажную роль. Все разделы развития речи имеют место в работе на музыкальных занятиях и встречаются во всех видах музыкальной деятельности (и звуковая культура речи, и словарная работа, и грамматический строй речи, и связная речь).

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

Большое значение для развития звуковой культуры речи детей имеют музыкальные занятия. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. работа над звуковой культурой речи в большей степени проводится в пении. Здесь ставятся такие задачи как:

* воспитание у детей правильного произношения слов, ясного произношения звуков в словах,

* развитие хорошей дикции,

* воспитание правильного речевого дыхания,

* развитие выразительности детской речи.

На музыкальных занятиях мы развиваем у детей умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи, различные интонационные средства выразительности (ударения, мелодику, логические паузы, ритм, тембр речи).

При пении (будь-то упражнения для развития слуха и голоса, или песни) мы развиваем у детей :

1. звуковысотный слух (учим различать звуки по высоте, изменение голоса по высоте (игра «Птички и птенчики») и по тембру (игра «Кто поёт?», «Кого встретил колобок?»)

2. слуховое внимание (учим определить на слух направление движения мелодии вверх- вниз (попевки «Куда ведёт нас лесенка?», различать средства музыкальной выразительности).

3. фонематический слух (учим различать и понимать слова в текстах песни)

4. восприятие темпа и ритма речи (развиваем способность детей правильно слышать и воспринимать ритмический рисунок слова)

Пение попевок на различных звуках, песен, игр- хороводов способствует развитию речевого слуха. Таким образом, воспитание речевого слуха на музыкальных занятиях направлено на выработку у детей умения воспринимать в музыкальной речи разнообразные тонкости её звучания :

правильность произношения звуков,

чёткость, ясность произношения слов и их окончаний,

повышение или понижение голоса,

усиление или ослабление громкости,

ритмичность, плавность,

ускорение или замедление речи,

тембральную окраску (просьба, повеление.)

Пение играет большое значение для развития речевого дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодию песни. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

Пение даёт также возможность вырабатывать у детей протяженное произношение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произношение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песен, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи, грамматическим строем).

На музыкальных занятиях большое место занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация. Словарная работа тесно связана с познавательным развитием. Слушание музыки- дети знакомятся с композиторами, различными жанрами, учатся сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, сравнивать музыкальные произведения с произведениями литературными, знакомятся с названиями различных инструментов, учатся рассказывать об изобразительности музыки, учатся различать и объяснять средства выразительности музыки.

Однако работа по обогащению и активизации речевого словаря проводится во всех видах музыкальной деятельности : пении, слушании, танце, игре. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Немаловажная роль отводится работе над грамматическим строем речи. Эта работа проводится на протяжении всего занятия, постоянно обращается внимание на правильность произношения тех или иных слов. К исправлению ошибок привлекаются и сами дети.

Неотделима от решения задач речевого развития и связная речь. Так, в процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли, точно и полно. ( Например: в младшем возрасте дети высказываются о характере одним словом. Постепенно дети накапливают запас слов. В старшем возрасте у детей развивается умение высказываться об эмоционально-

образном содержании музыки точно и полно.)

Чаще всего на музыкальных занятиях протекает диалогическая речь (беседа музыкального руководителя и детей, постановка вопроса и ответа на него).

Таким образом, на музыкальных занятиях ведётся работа по всем разделам развития речи.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Физкультминутки на занятиях по разным разделом программы» Физкультминутки — кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 12:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД