Получи документы

Консультация для воспитателей «Развитие слухового и речевого аппарата детей первой младшей группы»

marina lownikova
Консультация для воспитателей «Развитие слухового и речевого аппарата детей первой младшей группы»

Развитие слухового и речевого аппарата детей первой младшей группы

С самого рождения ребенка окружает мир звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Но младенец не способен их различать и оценивать, это происходит со временем. Умение сосредотачиваться на звуках, необходимо для того чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен напрячь свой слух, чтобы уловить и различить звуки, то есть у него должно сформироваться - слуховое внимание. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Чистота речи зависит от многих факторов: от речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие слухового и речевого аппарата детей первой младшей группы“» размещена в разделах

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух (способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух.

Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, формируется произвольность. Для развития слухового внимания использую разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки и др. Показывая музыкальные инструменты, даю послушать, как они звучат, а потом предлагаю отвернуться и угадывать, на каком инструменте играю. Обращаю внимание детей на окружающие звуки. Спрашиваю: «Что там шумит?». Обращаю внимание детей : как идёт (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина летит самолёт и т. п.

Для развития речевого внимания использую такие игры как: Кто там, Кто в домике живет? Поезд, Три медведя, Кто позвонил?

Поем короткие, ритмичные песенки и читаем стихи. Приучаю слушать песни и сказками для детей. Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта. Расширяю кругозор малыша. Идя на прогулки рассказываю о том, что мы видим. Комментирую все, что мы делаем. Детально проговариваю то, что происходит или произойдё т: «Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдём и т. п.» Такие подробные комментарии позволят сосредоточить внимание ребёнка на происходящем.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слогов неправильное ударение и пр. С такими детьми веду индивидуальную работу.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников : некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие — крикливо. Здесь обращаю внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Например, прошу сказать, как лает большая собака, а как маленькая.

Звукоподражание является первой и главной ступенькой в развитии речи детей раннего возраста. Звукоподражание или речевое подражание — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка. Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще : "Сделай, как я делаю". Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч, научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми. Звукоподражания — это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки. Начинаю с простых упражнений:

Например, спрашиваю у ребенка, как плачет Ляля?

Уа, Уа, Уа.

Рассматривая картинку, на которой изображена девочка, качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поет, А- а-а! Давай ей

поможем. Ааа.

Рассматривая игрушечный паровоз предлагаю повторить как гудит паровоз. у-У-У.

Можно включить детям песенку волка, ослика и т д. (видео)

С удовольствием дети слушают и поют песенку гласных (видео).

Использую такие речевые игры :

На лугу паслась корова: «Мууууу». Колокольчик зазвенел: «Динь- диньь!».

Еж колючий пробегал: «Пых-пых-пых». И-го-го- во дворе, Хрю-хрю- хрю- в конуре.

Чик-чирик- где крошки. Ква-ква- где мошки.

Кар-кар-кар на ветке. Повторяйте детки.

Плачет Ванечка в пеленках, Он кричит - Уа-уа! Хочет маленький ребенок. Чтобы мама подошла.

В небе гром- Бом-бом. Слышатся раскаты. Прячьтесь поскорее в дом. От грозы ребята.

Ворона каркает - Кар-кар. Прошу не забывать. От спичек может быть пожар. Не надо их бросать!

Ручеек журчит - Динь-динь. Разбежался с горки. Он кораблик подхватил. Не догнать Егорке.

Ква-ква-ква-ква - квакают лягушки. Хорошо живется им. В канавке у опушки.

Собачка лает- Ав-ав-ав. Цепь с меня снимите. И побегать на часок. С другом отпустите.

Гру-гру-гру - у проруби. Ворковали голуби. Ворковали, ворковали. А потом купаться стали.

Кошечка мяукает. Деточек баюкает. Колыбель качает. МЯУ напевает.

Ребенок в 2,5 - 3 года уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, потешки, а также представлять то, о чем в них говориться. Например, читая потешки у ребёнка развивается речевой слух и произношение звуков.

Наши уточки с утра:" Кря-кря-кря",

Наши гуленьки вверху: "Гу-гу-гу"

Наши курочки в окно: "Ко-ко-ко",

Ну а Петя-петушок *

Раным-рано поутру, что кричит?

КУ-КА-РЕ-КУ!

Дети с удовольствием повторяют словосочетания и соответственно учатся произносить звуки. В потешках содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы,

Такие весёлые и простые упражнения помогают малышу овладеть правильной речью, т. к. умение «слушать и слышать» формирует правильное звукопроизношение, закладывает основы правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в целом.

А в будущем поспособствует эффективному достижению качества образования в дошкольном и в школьном возрасте.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие речи детей в первой младшей группе» Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг.

Игры на развитие речевого дыхания для детей первой младшей группы «Самолётики» Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха. Оборудование: игрушка (игровой персонаж) кусочки.

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Пальчиковые игры» Пальчиковые игры для малышейДети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое,.

Консультация для родителей по закаливанию детей первой младшей группы Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста. Задачи: Познакомить родителей с комплексом.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы» Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы. МБДОУ «Таптанайский детский сад «Солнышко»».

Консультация для воспитателей «Активизация речевого общения дошкольников» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. М. Р. Львов. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы.

Консультация «Развитие подвижности артикуляционного аппарата у детей с ТНР» Подготовительные упражнения: 1. Для развития силы и направления воздушной струи. Упражнения, направленные на (Р): а) Набрать в легкие воздух,.

Развитие творческих способностей у детей первой младшей группы Для того что бы ребёнок рос способным и талантливым, надо приложить много усилий в раннем возрасте. Дети — это маленькие непоседы, неугомонные.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в первой младшей группе»Консультация для родителей «Развитие речи детей в первой младшей группе» Консультация для родителей «Развитие речи детей в первой младшей группе» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития.

Самообразование на тему «Развитие речи у детей первой младшей группы через дидактические игры» АктуальностьИгра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие слухового и речевого аппарата детей первой младшей группы»
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 14:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД