Получи документы

Консультация для воспитателей «Ритмотерапия как эффективный метод эмоционального развития дошкольников» (1 фото)

Наталья Леньшина
Консультация для воспитателей «Ритмотерапия как эффективный метод эмоционального развития дошкольников»

Консультация для воспитателей

«Ритмотерапия как эффективный метод эмоционального развития дошкольников»

Консультация для воспитателей «Ритмотерапия как эффективный метод эмоционального развития дошкольников»

В условиях дошкольного образования актуальной задачей является поиск новых форм, методов воспитания и обучения детей с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Публикация «Консультация для воспитателей „Ритмотерапия как эффективный метод эмоционального развития дошкольников“» размещена в разделах

Ритмотерапия рассматривается как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Чувство ритма выступает важным психомоторным свойством, которое формируется в дошкольном возрасте и обеспечивает развитие двигательной сферы детей, поэтому ритмичные движения – это естественная физиологическая потребность детского организма. Ритм является условием усвоения и выполнения действий, совершаемых человеком в любой его деятельности.

Способность к восприятию и воспроизведению ритма при помощи движений является одним из показателей состояния двигательной сферы, когнитивных процессов, развития речи. Ритм оказывает влияние на общий тонус организма ребенка, способствует организации его поведения, снижает эмоциональные расстройства, влияет на становление и активизацию речевых механизмов, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений. Психомоторное развитие является базовым для дальнейшего психического развития дошкольников, как основы формирования предпосылок учебной деятельности.

Актуальность применения метода ритмотерапии отражена во многих педагогических практиках, таких как:

• Система ритмического воспитания Ж. Далькроза и К. Орфа;

• Эвритмия в вальдорфской педагогике (греч. – гармоничность, искусство художественного движения, созданное Р. Штейнером);

• Лечебная ритмика (греч. rhythmikos - система физических упражнений под музыку, направленная на развитие чувства ритма и используемая в

лечебно-коррекционных целях, составная часть кинезитерапии);

• Логопедическая и фонетическая ритмика (сочетании слова, музыки и движения);

• В программах по нейропсихологической коррекции и психомоторному развитию детей дошкольного возраста (А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк).

Современная жизнь отличается ускоренным темпом и многообразием жизненных ритмов, с которыми приходится ежедневно сталкиваться детям.

Несоответствие жизненного ритма дошкольника его возрастным и психофизиологическим особенностям (нарушение режима дня, режима сна и отдыха, малоподвижный образ жизни, непоследовательность воспитания, информационные перегрузки, повышенные требования родителей, несоответствующие возможностям ребенка и т. п.) приводит к нарушению его психического развития.

Функционирование нервной системы – это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга. Нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо.

У детей с несформированностью ритмических процессов наблюдаются трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений, а также низкий уровень самоконтроля и произвольности поведения, что провоцирует эмоциональные и поведенческие нарушения.

До семилетнего возраста у детей развито правое полушарие (левое актуализируется только к 9 годам, поэтому обучение детей дошкольного возраста должно проходить естественным для них правополушарным способом - через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения.

В связи с этим развивающая, профилактическая и коррекционная работа с детьми в ДОУ должна включать различные методы и приемы ритмотерапии.

Область применения ритмотерапии:

1) Профилактика и коррекция поведенческих и эмоциональных нарушений (агрессия, импульсивность, застенчивость, тревожность, чрезмерная утомляемость, истощаемость, повышенная двигательная активность и т. п.)

2) Развитие и коррекция познавательной сферы (память, внимание, мышление).

3) Развитие и коррекция речи (фонематических слух, дикция, темп речи, звукопроизношение).

Польза ритмических игр и упражнений:

• развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия;

• активизация познавательной деятельности;

• развитие пространственной ориентации;

• развитие зрительно-моторной координации;

• развитие межполушарных связей;

• формирование волевых усилий;

• развитие четкости и плавности речи;

• развитие умения контролировать свои эмоции и свое поведение.

Поэтому с самого раннего возраста рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх.

Ритмотерапия включает комплекс методов и приемов из различных направлений психологии (танцевальной терапии, ритмической гимнастики, логоритмики, кинезиологии и нейропсихологии).

Приемы ритмотерапии:

1) Музыкально – ритмические упражнения (танцевальные разминки, танцевальные игры-превращения, танцы–импровизации) - снимают психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы, развивают у детей коммуникативные навыки, способствуют развитию творческого мышления и воображения.

Например:

Игра «ПОПРЫГУШКИ»

Цель: Развитие чувства ритма.

Игра прповодится под русскую народную мелодию «Барыня»

1. Трататушки, трататушки! Дети прыгают на двух ногах врассыпную

Начинаем попрыгушки!

Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгать надо на носок.

2. Трататушки, трататушки! Стоя на месте, хлопают в ладоши.

Начинаем похлопушки!

Хлоп-хлоп, хлоп да хлоп!

Бей в ладошки – хлоп-хлоп-хлоп!

3. Трататушки, трататушки! Кружатся, подняв руки и вращая кистями

Начинаем повертушки!

Тра-та, тра-та-та!

Вот какая красота!

2) Речедвигательные игры (координация речи с движением) – активизируют речевую деятельность, формируют четкую дикцию, умение координировать речь и движение, держать равновесие, развивают координацию и ритмизацию движений, дыхание, нормализуют мышечный тонус, улучшают ориентировку в пространстве.

Например:

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП-ТОП»

(младший возраст)

Мы ногами топ-топ-топтопают в такт проговариванию

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп. хлопают в такт проговариванию

Ай да малыши!топают

Ай да крепыши!хлопают

По дорожкам мы шагаем

И в ладоши ударяемидут и хлопают

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

Топ-топ, ножки топ! Стоя на месте топают,

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! Хлопают.

Ай да малыши, кружатся, руки на поясе

Ай да крепыши.

3)Игры с ритмами (отстукивание и прохлопывание ритма) – развивают слуховое внимание, фонематическое восприятие, слуховую память, произвольность поведения, умение работать по образцу, самоконтроль, что формирует предпосылки учебной деятельности.

Например:

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть педагог.

(Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках).

4) Речевые игры с ритмами (отстукивание ритма в соответствии с текстом – короткие стихи, чистоговорки, скороговорки) - развивают слухомоторную память, внимание, способствуют нормализации и регулированию темпа высказывания.

Например:Ан-дрей-во-ро-бей, не го-ня йго-лу-бей.

Го-няй га-ло-чек, из-под па-ло-чек.

Не клюй пе-сок, не тупи но-сок.

При-го-ди-тся но-сок, кле-вать ко-ло-сок.

5) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением - песни и стихи, сопровождаемые движением рук, помогают развивать мелкую моторику, плавность и выразительность речи, речевого слуха и речевой памяти, способствуют развитию артикуляционной моторики.

Например:

«ТИКИ-ТАК…»

Тики-так, тики-так -

так часики стучатстучим вытянутыми руками по бокам

Туки-так, туки-так -

так колеса стучат руки перед собой, кулачки

сжаты, делаем «велосипед»

Токи-ток, токи-ток -

так стучит молоток кулачки один о другой

Туки-ток, туки-ток –

так стучит каблучок топаем по полу

6) Двигательные упражнения, направленные на межполушарное взаимодействие (с речевым сопровождением) - развивают координацию движений, слуховую память, внимание, повышают эмоциональный тонус, работоспособность детей, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.

Например:

«УХО - НОС»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«КУЛАК – РЕБРО - ЛАДОНЬ»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга.

Ладонь на плоскости,ладонь сжатая в кулак.

Ладонь ребромна плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет движения вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

7) Речевые игры со звучащими жестами (хлопки, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.) - помогают детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства ритма у детей.

«КУЛАК – РЕБРО - ЛАДОНЬ»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга.

Ладонь на плоскости,ладонь сжатая в кулак.

Ладонь ребромна плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет движения вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Например:

«ЛИСА»

Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)

Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)

Она села на пенёк (Притопы)

И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)

8) Ритмические схемы (в соответствии со схемой дети воспроизводят ритм с помощью хлопков, притопов, щелчков пальцами, цоканья языком) - воспроизведение простых и сложных ритмов по заданной схеме (на картинке) развивают внимание, саморегуляцию, зрительную память, произвольность поведения, умение действовать по образцу---,.

9) Речевые игры с мячом - развивают слухомоторную координацию, моторную ловкость, формируют двигательные навыки и умения, снимают психомоторное напряжение.

Например:

«КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

«Мяч лови, да поскорей,

Назови язык зверей».

Вариант 1.

Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных.

Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить (прохлопать, както или иное животное подает голос:

Корова,тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья,

(мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет,крякает, хрюкает).

Вариант 2. Педагог, бросая ребенку мяч, спрашивает:

«Кто рычит», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

10) Речевки, ритуалы приветствия и завершения дня, речевые настройки - способствуют объединению детей в группе, формированию положительного психологического климата, активизируют внимание к деятельности, способствуют организованности и дисциплине в детской группе, позволяют корректировать нарушения поведения детей.

11) Упражнения на удержания равновесия (с речевым сопровождением) - помогают ребенку «ощущать» свое тело, развивают произвольную саморегуляцию сенсомоторной сферы, снижают утомляемость и возбудимость, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, что приводит к гармонизации психического развития в целом.

12) Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают умение владеть голосом, формируют хорошо звучащую речь, а также снимают напряжения, повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга.

13) Рисование линий (под музыку) – изображение различных форм оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние человека: волнистая линия формирует чувство спокойствия и душевного равновесия; круг ассоциируется с состоянием совершенства и абсолютной гармонии; спираль символизирует графическое отображение ритма в природе. Каждая линия в процессе рисования как пиктографический резонанс взаимодействует с головным мозгом и гармонизирует биологические ритмы. Мягкая и ритмичная музыка, сопровождающая процесс рисования, особенно эффективно влияет на гармонизацию эмоционального состояния.

Условия для результативности и эффективности применения приемов ритмотерапии:

1. Игры на развитие чувства ритма необходимо проводить постоянно и неоднократно повторять.

2. Подбор двигательных игр и упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей.

3. Упражнения должны быть просты по мелодии и ритму, а речевое сопровождение – четко дифференцированное, с хорошо различимым темпом и ритмом.

4. Речевой материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

5. Речевой материал ритмично декламируется (ритмизация речи или ритмодекламация).

Ритмодекламация («музыкальная речь», «речевое интонирование в ритме») - это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме.

6. Речь взрослого должна быть правильная, четкая, выразительная, мелодичная. Детская речь совершенствуется только под влиянием речи взрослого.

7. Все упражнения проводятся по подражанию. Одно из основных условий ритмотерапии - это одновременное выполнение ритмических упражнений педагогом и детьми.

8. Важно проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым необходима коррекционно-развивающая помощь в области речевого и познавательного развития, коррекция поведения и эмоционально-волевой сферы.

Систематически применяемые ритмические упражнения в процессе воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ (совместная деятельность, режимные моменты, прогулка) помогут ребенку чувствовать ритм, в результате развивается дыхание, улучшается дикция, нормализуется темп речи, физическая активность, координация и ловкость движений, совершенствуется общая и мелкая моторика, произвольность поведения, снижаются эмоциональные и поведенческие нарушения, повышается рациональная организованность движений, музыкальность, работоспособность, дисциплинированность.

Публикации по теме:

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции»Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции» Игра «Эмоции» знакомит детсадовцев с разными чувствами, выражением их через изменение мимики и интонации, язык жестов и телодвижений. Эмоциональное.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Ритмотерапия как эффективный метод эмоционального развития дошкольников»
Опубликовано: 22 января 2024 в 09:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД