Ксения Шишкина
Консультация для воспитателей «Руководство воспитателя во время проведения дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Дидактические игры развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой–нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры. Игра является эффективным методом закрепления знаний, которые были использованы в занятиях. В играх должен присутствовать игровой момент, так ребенок быстрее запоминает, такая игра принесет детям радость и удовольствие. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В игре дети применяют знания и навыки: приобретенные на занятиях эти знания и навыки получают в игре дальнейшее развитие.
Публикация «Консультация для воспитателей „Руководство воспитателя во время проведения дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вначале для сравнения даются предметы, сильно отличающиеся друг от друга по величине, по цвету. Парные картинки, которые предлагаются малышам, тождественны, более старшим детям даю картинки одного содержания, но с некоторым отличием: на четырех картинках нарисованы одинаковые фигуры, но на две из них, они на предмете, требую подобрать картинки по парам и определить, какая между ними разница.
Перед младшими дошкольниками я ставила задачу классифицировать предметы по величине при помощи дидактической игры с матрешками, затем изменяла, предлагала сгруппировать по величине, форме, цвету и т. д. Так дети постепенно получали и закрепляли знания, которые вскоре отражали в играх. Так в игре «Что изменилось?» требовалось сравнить расположение предметов, их внешний вид с тем, что было раньше. Многие дидактические игры требуют сравнения одних предметов с другими, а сравнение дает возможность увидеть различие, сходство, тождество предметов. Знакомство детей с формой осуществляла не ради самой формы, а для более правильного восприятия предметов. Например, в игре «Покажи о чем я скажу» задача заключается в том, чтобы научить детей слово соотносить с предметом, по словам находить предмет.
Работа по развитию у детей математических представлений строится в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду», в которой предусмотрено развитие количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач, большое внимание уделяется проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических формах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. Программа ставит задачу каждой возрастной группе включать следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве»,»Ориентировка во времени».
Дидактическая игра включается в занятие не только для того, чтобы углубить содержание знаний детей. Иногда это делается для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс, внимание, наблюдательность, память, фантазию.
Например, в дидактических играх «Волшебный мешочек», «Угадай на ощупь» и др. совершенствуется осязание. Игры требует у детей сосредоточенного внимания, активной деятельности, умение различать, сравнивать и обобщать. Например, содержанием дидактической игры «Из чего эти предметы?» является определение материала, из которого изготовлены игрушки и разные вещи. Дети здесь уточняют свои знания о предметах, о различных материалах и их свойствах. В игре «Скажи, куда мы положили», в которой дети должны найти спрятанный предмет, требуется сноровка и умение ориентироваться в пространстве.
Каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует свое мышление, упражняет память, наблюдательность. Например, в дидактической игре для старших детей «Кто правильно считает?» задача – закрепление навыка счета от трех до пяти. В игре деятельность направлена на выполнение конкретной учебной цели, сформированной в задаче игры. Чтобы эта деятельность была интересна на занятиях, можно превратить в какой – либо сюжет. Например, в игре «Приплыли лодки» воспитатель говорит :
- Приплыли в порт лодки с флажками треугольными. Сколько лодок? Каких больше: с большими или с маленькими флажками? А вот вдалеке еще к нам плывут лодки, только флажки другой формы. А сколько этих лодок? – закрепляя форму, счет, ориентировку в пространстве.
Характерная особенность дидактической игры- связь учебных элементов с элементами игры. Задача выражает общую программу, линию и направление деятельности. Деятельность осуществляется в интересах задачи и протекает только для ее исполнения. Например, в игре «Оденем колечки», нанизывая колечки определенное число, закрепляем счет, затем считаем, сколько красных, а сколько синих.
В игре для старших детей «Найди предмер такой формы» ставится задача – закрепить способность различать разные геометрические формы. Дидактическая игра помогает закреплять пройденный материал, является дополнительным или же самостоятельным методом при проведении занятий. Если хорошо направлять дидактическую игру на занятиях, дети не сознают, что они учатся и что главный смысл игры в выполнении определенных задач. В каждой дидактической игре упражняются и развиваются умственные возможности детей.