Ольга Ветвинская
Консультация для воспитателей «Семья и детский сад как социальные институты в формировании личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы, обусловлена тем, что на сегодняшний день, такие социальные институты как семья и детский сад, являются одними из основных факторов, которые оказывают влияние на развитие личности ребёнка, а так же на формирование его навыков, мышления и деятельности.
Именно поэтому, необходимо провести исследования данной темы, чтобы выявить основные проблемы, и найти пути их решения, а также более детально изучить роль и значимость семьи и детского сада в формировании личности ребёнка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Семья и детский сад как социальные институты в формировании личности ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
ДОУ – является дошкольным образовательным учредением, а семья представляет собой малую социальную группу, которая основывается на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта и моральной ответственностью, именно эти социальные институты оказывают значительное влияние на формирование личности ребёнка.
Основа взаимодействия детского сада и семьи заключается в идее о том, что за воспитание ребёнка несут ответственность, прежде всего его родители, мама и папа, а все остальные социальные институты, направленны на поддержку и дополнительное воспитание ребёнка.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:
повышение педагогической культуры родителей;
приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для их решения используются следующие методы:
индивидуальное или групповое консультирование;
просмотр родителями занятий и режимных моментов;
привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
анкетирование;
опрос;
беседы с членами семьи;
наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
фиксация дня ребенка.
Ещё до того, как ребёнок отправится в десткий сад, необходимо установить первые контакты между семьёй и детским садом, для этого необходимо сделать следующее:
Пригласить родителей с детьми посетить и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ;
Представить письменную информацию о работе ДОУ
Провести беседу на предмет условий посещения ребенком учреждения;
Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала должно проходить в процессе:
Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;
Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок (Недели открытых дверей для родителей);
Работы Попечительского совета ДОУ;
Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);
Оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;
Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;
Продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги;
Приглашения учителей начальной школы, врачей, социолога и др. лекторов по интересующим вопросам;
Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие
семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
В современных условиях воспитатель должен быть теоретически подкован в таких областях научного знания, как психология семьи и родительско-детских отношений, семейная педагогика и домашнее воспитание, основы социологии семьи.
Важно учитывать, что педагог, прежде всего, должен владеть всеми необходимыми методами и приёмами эффективного взаимодействия психологического и педагогического просвещения родителей, так как родитель, ребёнок и педагог – это в первую очередь система, которая обладает большим потенциалом для преодоления кризиса современной семьи.
Всё эти факторы и принципы являются необходимыми для всестороннего развития ребёнка на одном из главных и важнейших этапов в его жизни, на этапе дошкольного детства.
Одна из известных исследователей в области психологического и социального развития детей А. В. Ковалёва в своих педагогических сочинениях говорила о том, что вопрос о работе с родителями, является одним из важнейших вопросов. Так же она утверждала, что тут в первую очередь необходимо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, привлечение их к работе детского сада».
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Понятие «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Важной особенностью педагогического сотрудничества родителей, как с ребенком, так и с самими педагогами, является, прежде всего, диалог. Они должны научиться отстаивать свою точку зрения в особо важных вопросах, а также отстаивать интерес своего ребёнка. Таким образом, родители должны познать собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развития.
Родители и педагоги должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей вовремя и одновременно. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Исходя из выше представленного материала, следует прийти к заключению о том, что семья и детский сад, как социальные институты в формировании личности ребёнка, являются ключевым фактором в его дальнейшем развитии и формировании как личности. В данный период развития ребёнка необходимо уделять колоссальное количество внимания, и найти правильный подход к его воспитанию, что в дальнейшем повлияет на его развитие. Именно поэтому, семья и детский сад должны действовать в одном направлении, и все действия, относительно развития ребёнка как личности, должны быть согласованы и обдуманы, для этого между данными социальными институтами должна быть обратная связь.
Иными словами, можно сказать о том, что если не будет тесного взаимодействия между всеми участниками, не будет и результата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия. – Журнал. Дошкольное воспитание. № 4, 2020.
2. Глебова С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж, - С., 2018.
3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М. : Знания,2019.