Получи документы

Консультация для воспитателей «Семья и детский сад как социальные институты в формировании личности ребенка»

Ольга Ветвинская
Консультация для воспитателей «Семья и детский сад как социальные институты в формировании личности ребенка»

Актуальность данной темы, обусловлена тем, что на сегодняшний день, такие социальные институты как семья и детский сад, являются одними из основных факторов, которые оказывают влияние на развитие личности ребёнка, а так же на формирование его навыков, мышления и деятельности.

Именно поэтому, необходимо провести исследования данной темы, чтобы выявить основные проблемы, и найти пути их решения, а также более детально изучить роль и значимость семьи и детского сада в формировании личности ребёнка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Семья и детский сад как социальные институты в формировании личности ребенка“» размещена в разделах

ДОУ – является дошкольным образовательным учредением, а семья представляет собой малую социальную группу, которая основывается на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта и моральной ответственностью, именно эти социальные институты оказывают значительное влияние на формирование личности ребёнка.

Основа взаимодействия детского сада и семьи заключается в идее о том, что за воспитание ребёнка несут ответственность, прежде всего его родители, мама и папа, а все остальные социальные институты, направленны на поддержку и дополнительное воспитание ребёнка.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:

повышение педагогической культуры родителей;

приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для их решения используются следующие методы:

индивидуальное или групповое консультирование;

просмотр родителями занятий и режимных моментов;

привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;

анкетирование;

опрос;

беседы с членами семьи;

наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);

анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;

фиксация дня ребенка.

Ещё до того, как ребёнок отправится в десткий сад, необходимо установить первые контакты между семьёй и детским садом, для этого необходимо сделать следующее:

Пригласить родителей с детьми посетить и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ;

Представить письменную информацию о работе ДОУ

Провести беседу на предмет условий посещения ребенком учреждения;

Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала должно проходить в процессе:

Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;

Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;

Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;

Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок (Недели открытых дверей для родителей);

Работы Попечительского совета ДОУ;

Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);

Оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;

Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;

Продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги;

Приглашения учителей начальной школы, врачей, социолога и др. лекторов по интересующим вопросам;

Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.

Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие

семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

В современных условиях воспитатель должен быть теоретически подкован в таких областях научного знания, как психология семьи и родительско-детских отношений, семейная педагогика и домашнее воспитание, основы социологии семьи.

Важно учитывать, что педагог, прежде всего, должен владеть всеми необходимыми методами и приёмами эффективного взаимодействия психологического и педагогического просвещения родителей, так как родитель, ребёнок и педагог – это в первую очередь система, которая обладает большим потенциалом для преодоления кризиса современной семьи.

Всё эти факторы и принципы являются необходимыми для всестороннего развития ребёнка на одном из главных и важнейших этапов в его жизни, на этапе дошкольного детства.

Одна из известных исследователей в области психологического и социального развития детей А. В. Ковалёва в своих педагогических сочинениях говорила о том, что вопрос о работе с родителями, является одним из важнейших вопросов. Так же она утверждала, что тут в первую очередь необходимо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, привлечение их к работе детского сада».

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Понятие «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Важной особенностью педагогического сотрудничества родителей, как с ребенком, так и с самими педагогами, является, прежде всего, диалог. Они должны научиться отстаивать свою точку зрения в особо важных вопросах, а также отстаивать интерес своего ребёнка. Таким образом, родители должны познать собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развития.

Родители и педагоги должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей вовремя и одновременно. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Исходя из выше представленного материала, следует прийти к заключению о том, что семья и детский сад, как социальные институты в формировании личности ребёнка, являются ключевым фактором в его дальнейшем развитии и формировании как личности. В данный период развития ребёнка необходимо уделять колоссальное количество внимания, и найти правильный подход к его воспитанию, что в дальнейшем повлияет на его развитие. Именно поэтому, семья и детский сад должны действовать в одном направлении, и все действия, относительно развития ребёнка как личности, должны быть согласованы и обдуманы, для этого между данными социальными институтами должна быть обратная связь.

Иными словами, можно сказать о том, что если не будет тесного взаимодействия между всеми участниками, не будет и результата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия. – Журнал. Дошкольное воспитание. № 4, 2020.

2. Глебова С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж, - С., 2018.

3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М. : Знания,2019.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Семья и детский сад как социальные институты в формировании личности ребенка»
Опубликовано: 30 января 2023 в 10:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД