Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»

Татьяна Федюнина
Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»

МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»

консультация для воспитателей

Тема: «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»

Воспитатель : Федюнина Т. П.

В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Особенно в процессе обучения, а поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Специфика занятий с детьми в логопедической группе“» размещена в разделах

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно ребенок произносит звуки. Не уделяя внимания расширению словарного запаса, формированию умений составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь ребенка в дошкольном возрасте.

1. Речь – это одна из высших психических функций человека.

Недостатки речи могут быть:

- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, как следствие проблем, имеющихся в развитии ребенка

- ПСИХИЧЕСКИЕ, что включает в себя развитие восприятия, памяти, внимания, мышления

- СОЦ. УСЛОВИЯ, так как социальное общение дает ребенку представление о норме

2. Чем раньше выявлена проблема, тем раньше можно начать работу по их преодолению.

3. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям освоения им процесса чтения и письма.

Рассмотрим цепочку взаимосвязанных процессов при развитии ребенка.

- Нарушение речевого аппарата (дефекты в анатомическом строении органов артикуляции);

- Нарушение речевой моторики (темп, сила, плавность, мелодико-интонационный окрас речи);

- Нарушение артикуляционных органов и дыхания (слабая воздушная струя);

- Нарушение звукопроизношения;

- Нарушение фонематических процессов и анализа слов;

- Нарушение лексико-грамматической стороны речи;

- Затруднение развития словаря;

- Снижение рече-слуховой памяти;

- Затруднение в овладении процесса чтения и письма (аграмматизмы, замены, замены лексического значения/дочка-точка/-одно значение).

Ознакомившись с личными делами, выписками из протоколов медико-психолого-педагогической комиссии и проведя диагностику каждого ребенка (индивидуально).

По разделам:

- Обследование связной речи

=составление рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии картинок.

- Обследование грамматического строя речи

=составление предложений по картинкам, проверка сформированности навыка согласования местоимений с существительным, использование предложно-падежных конструкций, навыков словообразования и словоизменения.

- Обследование навыков звукопроизношения

=на ограниченном речевом материале, выявление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.

- Обследование слоговой структуры слова

=правильно ли ребенок произносит слова, состоящие из разного количества слов, и как сочетает звуки в этих словах.

- Обследование фонематического восприятия

= выявление готовности ребенка к обучению чтения и письм: насколько он различает звуки родного языка, воспринимает их на слух.

- Уровень сформированности словарного запаса ребенка, темп говорения, наличие запинок, качество голоса.

После диагностики заведены речевые карты, в которых отражены все данные о детям и выставлено логопедическое заключение.

На основании чего составлен перспективный план (на групповые и индивидуальные занятия, заведены тетради для работ на занятии, тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя (в которой даются задания на 2 половину дня, как групповые, так и индивидуальные, так же рабочая тетрадь (логопед-ребенок-родитель).

Остановимся на работе по тетради подробно.

1. Упражнение на развитие речевого дыхания.

2. Развитие мелкой моторики рук.

В период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно -пространственных восприятия и представления у детей.

Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, путаются писать, читать, и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственное отношение.

Подобные нарушения чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов и психологов. «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат».

В связи с чем подобран комплекс упражнений в сочетании с рифмованными текстами, с которыми логопед, воспитатели, родители будут знакомить детей в течение года.

3. Артикуляционная гимнастика.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

- Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений.

- Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильных, выполняемых детьми, отработанных с логопедом, артикуляционных упражнений. Основным направлением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

=артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день.

=выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

=вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

=каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

Артикуляционная гимнастика включает в себя: массаж, пассивную гимнастику, активную гимнастику, упражнения для нижней челюсти, для губы, для языка.

4. На обороте титульного листа тетради есть значки-символы, которыми обозначается род деятельности данного задания.

В процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха вашего ребенка и огромная помощь педагогам.

Литература:

«Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения» /авт-сост. В. В. Докутович, Л. Е. Кыласова. -Волгоград: Учитель, 2013.

Новиковская О. А. «Логопедическая грамматика для детей» - Спб. :КОРОНа принт, 2005.

Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить»- Просвещение, 1991

Публикации по теме:

Календарно-тематический план музыкальных занятий в логопедической группе детей 5–7 лет КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (5-7 ЛЕТ) СЕНТЯБРЬ Форма организации муз. деятельности Репертуар.

Консультация для педагогов «Своеобразие игр-занятий с детьми 2–3 лет» Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие.

Консультация для родителей и воспитателей «Готовимся к прогулкам и экскурсиям с детьми по городу Краснодару» Консультация для родителей и воспитателей. «Готовимся к прогулкам и экскурсиям с детьми по городу Краснодару». Подготовила воспитатель.

Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов о методах развивающего обучения, повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, творческую.

Консультация для воспитателей «Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста» Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности.

Консультация для воспитателей «Труд с детьми на огороде» Консультация для воспитателей: «Труд с детьми на огороде» Учебно-воспитательные цели и задачи: 1. Познакомить дошкольников с основами.

Консультация для воспитателей «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр» Всем хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и.

Консультация «Совместные игры детей с родителями» и «Примерный перечень ОРУ для занятий с детьми дома» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ Когда дети растут, они постепенно учатся владеть своим телом, развивается.

Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.

Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения Т. И. Кучебо, Ж. В. Размочаева, О. И. Сырова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 139», г. Новокузнецк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»
Опубликовано: 9 августа 2016 в 19:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД